Несмотря на то, что турки уже десятилетиями собирают машины у Босфора, производят 1,5 миллиона автомобилей в год и экспортируют в Европу больше новых машин, чем американцы, японцы или корейцы, им еще не удавалось создать свой собственный бренд.
До тех пор, пока шесть лет назад несколько турецких промышленных гигантов, представляющих такие ключевые отрасли, как машиностроение, торговля, электроника и связь, не объединили свои усилия и не основали первого автопроизводителя современности: Togg. Идея заключалась в том, чтобы создать интегрированную высокотехнологичную группу с собственной энергетической и зарядной сетью и цифровой экосистемой, которая выходит далеко за рамки продажи автомобилей.
Togg дебютировала на технологической выставке CES в Лас-Вегасе, затем построила огромный завод в Гемлике в провинции Бурса, заказала 1 000 зарядных станций и начала устанавливать их по всей стране, а также представила T10X в качестве своей первой модели. Будучи внедорожником среднего класса, он призван стать в один ряд с такими электромобилями, как VW ID4, Renault Megane E-Tech, Tesla Model Y и даже новый Audi Q6.
И то ли тут сыграл турецкий патриотизм, то ли еще что, но автомобиль, базовая версия которого стоит 1,4 миллиона лир или около 40 000 евро, в полтора раза больше, чем самый продаваемый Fiat Aegea, Togg продал в 2,5 раза больше за несколько часов, когда начались заказы на весну 2023 года. А поскольку в первый год им не удалось собрать более 20 000 машин, они пока отменили заказы почти 150 000 других желающих, уоторые не успели стать счастливчиками.
Но уже в этом году они планируют построить более 40 000 автомобилей и думают не только о Турции, а хотят попытать счастья с T10X в Германии! Так что интерес журналистов издания Autobild к новинке отнюдь не праздный и они поспешили отправиться на тест-драйв. Вот их рассказ и первые восторги.
Togg 10X выглядит очень нарядно. И неудивительно, ведь фирма привлекла к работе не только Pininfarina, но и бывшего главного дизайнера VW Мурата Гюнака, который, будучи урожденным турком, проявил особый интерес к первому автомобилю с Босфора.
Внутреннее пространство соответствует габаритам 4599/1886/1676 мм и 2,89-метровой колесной базе, багажник объемом 441 – 1515 литров подходит для путешествий, а сиденья обладают таким комфортом и поддержкой, что хочется сразу же проехать 2300 километров до немецкой штаб-квартиры в Штутгарте!
Атмосфера здесь гораздо более изысканная, чем в дешевых автомобилях, которые Fiat, Ford или Renault собирают на Босфоре. Поведение на дороге расслабленное и даже возвышенное, как и подобает автомобилю такого уровня; даже без пневматической подвески он весьма комфортен, а благодаря большому углу поворота руля необычайно легко управляется даже с жесткой задней осью. И в отличие от китайских новичков, многочисленные системы помощи не кажутся такими нервными и назойливыми.
По ключевым электрическим характеристикам Togg 10X более чем конкурентоспособен. Ведь его «скейтборд» собственной разработки оснащен одним или двумя моторами Bosch, мощностью 218 л.с. и крутящим моментом 350 Н·м каждый, благодаря чему разгон автомобиля массой 1949 кг от 0 до 100 км/ч занимает всего 4,8 секунды, а максимальная скорость достигает 185 км/ч. А батареи, которые компания Togg, кстати, производит сама рядом с заводом в рамках совместного предприятия с Farasis, вмещают 52,4 или 88,5 кВт·ч энергии, при расходе энергии 19,5 кВт·ч/100 км позволяют проехать от 314 до 523 километров и заряжаться от источников тока мощностью 22 и 180 кВт.
Харизматичный босс Togg Гюркан Каракас, выросший в окрестностях Билефельда и получивший образование на Bosch, знает, что миру не нужен просто еще один стартап, создающий электрический внедорожник.
Поэтому он, как все современные дальновидные боссы, говорит об автомобиле как об умном устройстве на колесах, причем идет гораздо дальше, чем большие шишки в Вольфсбурге, Мюнхене или в Tesla.
Именно поэтому экран в кокпите не только больше и ярче, чем у большинства конкурентов, и фактически растягивается по всей ширине автомобиля, именно поэтому пассажиры не только имеют больше возможностей и сервисов на нем, и именно поэтому приборная панель оснащена камерой, распознающей лицо водителя с помощью Face ID, что делает ключ зажигания ненужным.
В Турции он фактически собрал всех крупных игроков и создал своего рода магазин приложений: В этой экосистеме, а значит, и в автомобиле, присутствуют все значимые компании – от Turkish Airways и поставщиков энергии до местной налоговой службы. Существует даже общая виртуальная валюта, которую можно использовать для оплаты всех цифровых потребностей, от налоговых деклараций и бронирования авиабилетов до следующей остановки для зарядки. И все это во время движения.
Даже цифровое искусство, мелькающее на огромном экране по нажатию кнопки, и радио с искусственным интеллектом меркнут в сравнении с этим. Но для некоторых производителей этого будет достаточно. Ведь искусственный интеллект сочиняет новую и индивидуальную музыку из 2000 инструментальных композиций в самых разных жанрах для каждой поездки, которая является уникальной и единственной в своем роде. Подобные идеи нужно придумывать в первую очередь.
Есть только одна загвоздка: как бы вам ни нравилась музыка, вы можете прослушать ее только один раз. Сам Тогг, скорее всего, будет совсем другим. Ведь если туркам удастся адаптировать свое цифровое предложение, например, для нас, немцев, так же, как они это делают у себя дома в Турции, то T10X может стать хитом, который будет вечно звенеть в ушах многих людей в Вольфсбурге, Париже и, возможно, даже в Tesla в Техасе...