Найти тему
Сергей Курий

Недооценённое «Чёрное золото» Владимира Высоцкого

Оглавление

Сегодня на календаре - последнее воскресенье августа, а значит, пришло время поздравить всех причастных с Днём шахтёра. Не знаю, стоит ли лишний раз напоминать, что шахтёр - это одна из самых тяжёлых профессий, да ещё и сопряжённая с постоянным риском для жизни. В шахте может случиться обвал кровли, внезапный выброс угля или газа, взрыв метана, затопление – да мало ли что… Ну, а хронический силикоз, развивающийся от постоянного вдыхания угольной пыли – это вообще профессиональная болезнь.

Недаром в советские времена этот труд очень хорошо оплачивался. Но не только. Редко в какой стране данная профессия так часто прославлялась в произведениях культуры - книгах, картинах, фильмах, песнях.

-2

Нет, за рубежом шахтёрских песен хватало. Вот только почти все они были мрачными, если не сказать – безысходными. Взять, хотя бы знаменитый хит 1956 года «16 тонн» о бесправном работяге, увязшем в долгах.

То ли дело в СССР, где песни о тяжёлых рабочих профессиях, так или иначе, были оптимистичны. Правда, была у этой медали и другая сторона. Так как производство подобных песен было поставлено на поток, немало из них носили формальный и даже чересчур «елейный» характер. Но песня Владимира Высоцкого «Чёрное золото» явно была не из таких, хотя тоже писалась на заказ...

-3

Казалось бы, после успеха таких фильмов, как «Вертикаль» (1966) и «Сыновья уходят в бой» (1969) советский кинематограф, наконец-то, обратил внимание на творчество талантливого дилетанта (напомню, что ни в Союзе писателей, ни в Союзе композиторов Высоцкий никогда не числился). Так, в 1970 году ему заказали песни аж для двух кинокартин - «Земля Санникова» (для которой он написал «Коней привередливых» и «Белое безмолвие») и «Антрацит». Второй фильм был посвящён шахтёрскому труду и снимался в горняцких городах Луганской области - Перевальске, Коммунарске (ныне Алчевск) и Кадиевка (ныне Стаханов). Именно в нём должна была прозвучать песня, которую сам автор тогда называл «Маршем шахтёров».

-4
Владимир Высоцкий:
«Ко мне часто обращаются в письмах и спрашивают: «Ну, неужели Вы были и шофёром, и шахтёром, и плавали, и летали, и сидели… (смех в зале) Я могу вам сказать, что это вовсе не обязательно. Нужно просто иметь какую-то долю фантазии, слушать людей, которые рассказывают случаи из своей жизни. Это всё откладывается и потом превращается в песни».

Обкатать новое творение автор решил непосредственно на шахтёрской земле Донбасса.

Выступление в Макеевке. 1973 г.
Выступление в Макеевке. 1973 г.
Из статьи Татьяны Каралёвой
(«Комсомольская правда (Донецк)» 24 января 2018):
https://www.donetsk.kp.ru/daily/26786.4/3819896/
«...в Донецкой области Владимир Семенович побывал трижды. В августе 1970-го по дороге в Гуляйполе он с товарищем Давидом Карапетяном прибыл в Макеевку. Это была практически случайная поездка. Тогда Высоцкий спустился в шахту им. Василия Михайловича Бажанова, а потом дал концерт в ДК предприятия. Во время следующих поездок Высоцкий много выступал. В 1973-м и 1977-м годах прошло более 60-ти сольных концертов в театрах, Дворцах культуры, учебных заведениях и заводах Донецка, Макеевки, Горловки, Дружковки, Константиновки и Жданова (нынешний – Мариуполь – С.К.)».
Памятная запись Высоцкого в «Гостевой книге» Донецкой филармонии.
Памятная запись Высоцкого в «Гостевой книге» Донецкой филармонии.
Марк Цыбульский «Владимир Высоцкий в Макеевке», 22.05.2014:
https://v-vysotsky.com/statji/2014/Vysotsky_v_Makeevke/text.html#1
«После выступления [в Макеевке - С.К.] Высоцкому подарили шахтёрскую каску, а художественный руководитель ДК Лев Лазорько вручил ему сувенир – кусок угля, укреплённый на прямоугольном постаменте».
-7
Владимир Корж, шахтёр.
https://proza.ru/2012/01/25/143
«Было получено разрешение администрации на спуск в шахту, его возили на 1-ый участок в то время там Герой Соцтруда Беликов Анатолий Иосифович рубил. Вот он по исходящей струе прошёл через лаву. Вышел и как все шахтеры чёрный был, как негр. Мылся в шахтёрской бане с нами».
А. Коваль, Света Тубольцева, Алла Тубольцева, Владимир Высоцкий и Александр Столяров перед концертом в ДК шахты им. В.М. Бажанова. Макеевка, 24 августа 1970 года.
А. Коваль, Света Тубольцева, Алла Тубольцева, Владимир Высоцкий и Александр Столяров перед концертом в ДК шахты им. В.М. Бажанова. Макеевка, 24 августа 1970 года.
Владимир Высоцкий. Из фонограммы выступления в НИИ счётного машиностроения, г. Москва, сентябрь 1970 года:
https://vvfon.ru/km/russ/page/phonogramm_01/0000--/0091/0_spisok.html?ysclid=lzwpliiawy145955470
«Был я на шахтах, но так... не лазил внутрь. Немножечко был. Вот. А в этом году летом поехал... поехал в Донецк и спускался в самую глубокую шахту у нас — на тыщу одиннадцать метров, туда вниз, смотрел, как они там работают, в лаве в этой, и... и вдруг увидел, что я там кое-что даже правильно написал».
-9

Именно на концерте в Макеевке и состоялась премьера той самой шахтёрской песни, позже получившей название «Чёрное золото». По моему, сугубо личному мнению, песня получилась на славу. Её рубленный ритм и суровая героизация не самой романтичной профессии сразу воскрешала в памяти лучшие баллады Киплинга. С одной стороны, в песне не было ни капли "елейности", с другой - шахтёр представал в ней не просто отважным работягой, а настоящим первопроходцем, вгрызающимся в чрево матушки-Земли. Недаром уже в первых строчках Высоцкий сравнивает шахтёров с космонавтами.

Шахтеры выполняют норму за лётчика-космонавта Валерия Быковского, зачисленного по их просьбе в шахтерскую бригаду. 1963 г.
Шахтеры выполняют норму за лётчика-космонавта Валерия Быковского, зачисленного по их просьбе в шахтерскую бригаду. 1963 г.

Чтобы не «растекаться мыслью по древу», просто приведу полный текст «Чёрного золота», сопроводив его своими примечаниями.

Не космос — метры грунта надо мной,
И в шахте не до праздничных процессий,
Но мы владеем тоже внеземной —
И самою земною из профессий!
Любой из нас — ну чем не чародей:
Из преисподней наверх уголь мечем,
Мы топливо отнимем у чертей —
Свои котлы топить им будет нечем!
Взорвано, уложено, сколото
Чёрное надёжное золото.[1]
Да, сами мы — как дьяволы — в пыли,
Зато наш поезд не уйдёт порожний.[2]
Терзаем чрево матушки-Земли,
Но на земле теплее и надёжней.
Вот вагонетки, душу веселя,
Проносятся, как в фильме о погонях,[3]
И шуточку «Даёшь стране угля!»
Мы чувствуем на собственных ладонях.[4]
Взорвано, уложено, сколото
Чёрное надёжное золото.
Да, мы бываем в крупном барыше,
Но роем глубже — голод ненасытен.
Порой копаться в собственной душе
Мы забываем, роясь в антраците.[5]
Воронками изрытые поля
Не позабудь — и оглянись во гневе![6]
Но нас, благословенная Земля,
Прости за то, что роемся во чреве.
Взорвано, уложено, сколото
Чёрное надёжное золото.
Вгрызаясь в глубь веков хоть на виток
(То взрыв, то лязг — такое безгитарье!),
Вот череп вскрыл отбойный молоток,
Задев кору большого полушарья.
Не бойся заблудиться в темноте
И захлебнуться пылью — не один ты!
Вперёд и вниз! Мы будем на щите[7] —
Мы сами рыли эти лабиринты!
Взорвано, уложено, сколото
Чёрное надёжное золото.
-11
1 - Чёрное золото - распространённая метафора, призванная подчеркнуть важность и ценность таких полезных ископаемых, как уголь и нефть. Кстати, в отношении нефти данное выражение употребляется гораздо чаще. Да и к чёрной икре его сегодня тоже применяют.
-12
2 - Думаю, что благодаря поговорке «Переливать из пустого в порожнее», вы все понимаете, что «порожний» - это то же самое, что и "пустой". Собственно, в этом значении слово и употребляется в украинском и белорусском языках А вот в русском литературном языке оно сегодня используется крайне редко. Другое дело – местный шахтёрский сленг. Достаточно вспомнить фразу «Донбасс порожняк не гонит», давно ставшую мемом..
-13
3 - С помощью вагонеток, идущих по проложенным рельсам, осуществляется транспортировка угля по горизонтальным и наклонным подземным выработкам.
-14
4 - «Даёшь стране угля!» - старый советский лозунг, распространённый ещё с 1930-х годов. Со временем он приелся и стал употребляться с большой долей иронии.
-15
5 - Наверняка, данная психологическая линия в песне появилась по желанию режиссёра фильма "Антрацит", где много внимания уделялось личным взаимоотношениям в среде шахтёров и их семьях.
-16
6 - Воронками изрытые поля… - Автор вспоминает о боях Великой Отечественной войны на Донбассе, который какое-то время был полностью оккупирован немецкими нацистами. Наверное, Высоцкий даже в страшном сне не мог представить, что в будущем война вновь вернётся в этот край. Зато и эти строчки про воронки теперь звучат куда актуальней, чем в 1970-м.
-17
7 - Мы будем на щите… - Данная строчка заставила меня крепко призадуматься. Нет, я, конечно, понял, что Высоцкий обыгрывает известное крылатое выражение, берущее свои истоки в Древней Спарте.Когда спартанка отправляла сына на войну, то вручала ему щит и говорила: «С ним или на нём». То есть, воин должен вернуться либо с победой, либо достойно погибнуть.
Жан-Жак-Франсуа Ле Барбье. Спартанка вручает щит своему сыну, (ок, 1805).
Жан-Жак-Франсуа Ле Барбье. Спартанка вручает щит своему сыну, (ок, 1805).
Однако в контексте песни эта строчка звучала слишком уж мрачно, и мне подумалось – а нет ли здесь своего рода каламбура? Может быть, Высоцкий имел в виду проходческий щит, которым роют туннели под землёй? Или, так называемый, щитовой способ добычи угля, когда шахтёр работает в специальной передвижной крепи, защищённый металлическим каркасом? К сожалению, точный ответ на этот вопрос мы уже вряд ли узнаем…
Слева - проходческий щит, справа – щитовой способ добычи угля.
Слева - проходческий щит, справа – щитовой способ добычи угля.

Как бы хороши не были песни, написанные к фильмам «Земля Санникова» и «Антрацит», режиссёры в итоге от них отказались. После того, как радио «Немецкая волна» представило Высоцкого этаким антисоветским диссидентом, бард на какое-то время попал на родине в опалу. В результате, в «Земле Санникова» не только отменили все его песни, полностью передав функции композитора Александру Зацепину, но и сняли Высоцкого с роли Крестовского, заменив актёра Олегом Далем.
Что касается «Антрацита», то вместо «Чёрного золота» там прозвучала совершенно неинтересная «Песня о мужчинах» авторства Алексея Муравлёва и Леонида Дербенёва. Песню никто не заметил, да и фильм критики не оценили.

Ещё отцы могучи ваши,
Ещё рубеж неразличим,
Но за него шагнув однажды,
Вы превращаетесь в мужчин.
И распрямляется пружиной,
Отвага дерзкая в крови,
И вас влечёт неудержимо
В глубины неба и земли.
И рвётесь вы ценой любою
В крутое небо и в забой
И смело спорите с судьбою
И над землей, и под землёй.
Не слава вас интересует,
Там, от земной коры вдали,
Где увлекаясь и рискуя,
Вершите вы дела свои...

Песню на видео слушать с отметки 1:11:35

Правда, судя по всему, Высоцкий сам охладел к своей песне и довольно быстро перестал исполнять её на своих концертах. Говорят, потому что реакция шахтёрской публики на «Чёрное золото» оказалась не столь горячей, как автор ожидал. Тем не менее, история песни на этом не закончилась.

Более того - в 1974 году она официально вышла на виниловом миньоне фирмы «Мелодия» вместе с песнями «Корабли», «Утренняя гимнастика» и «Холода, холода». Все песни были в студийной оркестровой аранжировке. Вот только, кто именно играл на этих записях, из информации на конверте понять было решительно невозможно - там была лишь безликая надпись «инструментальный ансамбль».

-20

Я не большой специалист в фонотеке Высоцкого, но, если верить статье Алексея Певчева на сайте «Москва 24», «Чёрное золото» было записано с Оркестром Всесоюзного радио и телевидения п/у Вадима Людвиковского.

Можно долго спорить - в каком варианте песни Владимира Семёновича звучат лучше - с оркестром или просто под гитару. Я даже уверен, что сторонников "живого" исполнения будет больше, причём их аргументы весьма убедительны. Действительно, в студийной записи голос Высоцкого терял изрядную долю «мяса» и драйва и звучал более сдержанно.

-21

Однако, лично мне, профессионально аранжированные версии его песен порой нравились даже больше концертных. Ведь энергетика самой музыки и новые мелодические ходы, придуманные аранжировщиками, не только украшали, но и усиливали мощь песни. Так случилось и с «Чёрным золотом», которое со всеми этими духовыми и фортепиано приобрело, чуть ли, на блюзовое звучание.
Правда, не обошлось и без потерь - из студийной версии полностью исчезли два четверостишия -
«Да, мы бываем в крупном барыше...» и «Вгрызаясь в глубь веков хоть на виток...» - в результате чего количество куплетов сократилось до трёх. Наверняка, это было сделано не из-за какой-то цензуры, а просто для сокращения хронометража.

Спустя 4 года «Чёрному золоту» снова крупно повезло. Случилось так, что один из авторов журнала «Химия и жизнь» - Владимир Станцо - предложил Высоцкому опубликовать текст этой шахтёрской песни, как приложение к статье «Мы и уголь». В статье Марии Раевской «Ошибка цензора» («Известия», 13 августа 2003) это описано так:

«Журналист пришел в Театр на Таганку и, дождавшись перерыва между репетициями, поделился с поэтом своей затеей. Между ними состоялся разговор, который Владимир Станцо воспроизвёл в книге воспоминаний "То был мой театр":
– Закончить публикацию хочу твоим стихотворением «Черное золото», напечатать его как поэтический комментарий.
– Стихотворение – не из лучших!
– Неважно. Важно создать прецедент.
– Какой? – допытывался В.Высоцкий.
– Глядишь, ещё какой-то журнал не убоится Высоцкого напечатать – ответил В. Станцо.
– Безнадежно это.
– Посмотрим...
На следующий день Станцо снова пришел в театр. Высоцкий отдал ему принесенную рукопись "Черного золота". Поэт до последнего не верил, что его стихи пройдут цензуру. Убежденный в успехе журналист поспорил с ним на бутылку коньяка, что публикация состоится. В августе 1978 года журнал со стихами вышел, и стало ясно: Высоцкий проиграл пари».

Хотя я так и не нашёл в упомянутых мемуарах Владимира Станцо ни этого разговора, ни случая с коньяком, факт остаётся фактом. «Чёрное золото» было опубликовано.

-22

А в 1981 году (уже после смерти автора) попало в первый поэтический сборник Высоцкого «Нерв», выпущенный издательством «Современник».

-23

Память, конечно, штука ненадёжная, но мне кажется, что я впервые услышал эту песню в... кинотеатре - причём не позже середины 1980-х - т.е. ещё до того, как слова "перестройка" и "гласность" вошли в нашу жизнь. Дело в том, что в СССР перед показом фильма, как правило, крутили, так называемый, киножурнал – короткий альманах, сатирического, научного, спортивного или просто новостного содержания. Так вот, насколько я помню, именно в киножурнале, посвящённом шахтёрам Донбасса, и прозвучала оркестровая версия «Чёрного золота».
Похожие воспоминания нашёл и в "Живом Журнале" - только там некто под ником "vrc5050"
вспоминал, что слышал эту песню на 1-м канале в программе "Время".

Но то было давно… Поэтому во время подготовки этого ролика я решил проверить - нет ли на «Чёрное золото» каких-нибудь каверов в современной аранжировке? Оказалось, что есть и не один. Наибольший интерес эта песня вызвала у рок-музыкантов – что неудивительно, учитывая её боевой ритм и дух. Впрочем, есть и необычная хип-хоп-версия от D&K, и даже ремикс от Gmx13. Ну, а Виталий Логинов сочинил на ту же мелодию «Марш Энергетиков» с собственным текстом:

Мы гоним электрон по проводам,
Мы джоули толкаем в трубопровод.
6 кВ на фазах это нам,
Все остальное пожирает город...

И хотя каких-то особо выдающихся каверов я так и не обнаружил, сам факт их наличия не может не радовать. Что бы ни думал сам Высоцкиий об этой песне, она оказалась совсем не проходной и уж точно - одной из лучших среди посвящённых шахтёрской профессии.

Ещё раз с Днём шахтёра, земляки!

Подборка каверов (чтобы послушать аудио, пройдите по ссылкам):

Братья Чакилевы

Флагман

Штурман

МыSTEREO

Ленинград:

Александр Устюгов и гр. Ekibastuz:

D&K

Ремикс Gmx13

Виталий Логинов - Марш Энергетиков

***
Ссылки на мои другие статьи вы можете найти ниже.

Автор: Сергей Курий

См. также: