Найти тему

Техника СПИН: как с помощью наводящих вопросов создать у собеседника нужное мнение.

"Настоящая любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но никто ее не видел" - написал однажды Франсуа Де Ларошфуко.

То же самое можно сказать и о технике СПИН - про нее знает абсолютно каждый менеджер по продажам и каждый руководитель отдела продаж, но на практике используют ее единицы. И только единицы из этих единиц используют ее качественно и с пользой для дела.

Так что же это за техника и в чем ее смысл? Объясню понятным языком, в формате "коротко и ясно".

СПИН - техника наводящих вопросов.

Чтобы получить правильные ответы нужно задавать правильные вопросы. Фото взято из интернета
Чтобы получить правильные ответы нужно задавать правильные вопросы. Фото взято из интернета

Начну издалека, чтобы бы понятен общий смысл.

Идеальная продажа выглядит так: к менеджеру (М) приходит покупатель (П) и между ними происходит примерно такой диалог.
М - что вам нужно?
П - у меня вот такая ситуация и мне нужна вот такая штука. У вас она есть?
М - да, есть. Стоит 10 тыс. рублей.
П - отлично, беру.

Но, к сожалению, так происходит не всегда. Гораздо чаще бывает ситуация, когда у покупателя в принципе есть потребность и в принципе ему нужен ваш товар, но эта потребность не слишком уж горячая.

Проблема не такая уж и серьезная, а товар стоит денег, еще за ним нужно доехать, потом еще нужно с этим товаром что-то делать, как-то его применить и т.д и т.п. В общем, это все дорого, долго, сложно и вообще все это может подождать, пока как-то не до этого. Поэтому чаще всего в такой ситуации продажа не происходит.

Что же тогда делать? Правильно - надо эту потребность покупателя как-то разогреть и усилить. Только вот как? Если менеджер сам начнет рассказывать покупателю про его проблемы, то скорее всего эффекта не будет. Менеджер может рассказать неправильно, да и к тому же он лицо заинтересованное, поэтому покупатель может ему и не поверить.

Собственно, так и родилась техника наводящих вопросов. Если задать человеку правильные наводящие вопросы, то, отвечая на них, он сам себе продаст идею и сам в моменте придет к какому-то мнению. И себе он будет верить на 100%, т.к это не кто-то ему что-то рассказал и что-то продал, а он сам до этого додумался.

- Что бы ты сделал на нашем месте с таким, как ты? 
- Пи#//$../ей бы дал 
(Сериал "Слово Пацана, фото взято из интернета")
- Что бы ты сделал на нашем месте с таким, как ты? - Пи#//$../ей бы дал (Сериал "Слово Пацана, фото взято из интернета")

Как применять эту технику? Сначала кратко напишу теорию, а потом переведу ее на понятный язык.

СПИН - это серия из 4 видов вопросов.

  • С - ситуационные
  • П - проблематизирующие
  • И - извлекающие
  • Н - направляющие.

Менеджер должен задать все эти вопросы подряд, клиент на них ответит, и готово. На этом обычно теория и заканчивается, т.к никто особо не понимает, что это за вопросы и что по сути с этим делать дальше. Перевожу на понятный язык.

Ситуационные и проблематизирующие - это те вопросы, которые менеджер и так всегда задает клиенту при выяснении потребностей. Что именно вам нужно, почему интересовались нашим сервисом, по каким критериям выбираете, а как вы сейчас это делаете, какая у вас сейчас установлена система и т.д и т.п.

Тут менять ничего не надо, вы и так всегда выясняете эту информацию перед тем, как проводить презентацию.

А вот дальше нам нужно усилить проблему и показать клиенту, какой прекрасной станет его жизнь, если он эту проблему решит. Для этого задаются негативные вопросы (извлекающие) и позитивные вопросы (направляющие).

Покажу на примере. Допустим, ваш клиент делает какой-то процесс вручную и хочет автоматизировать его с помощью какого-то IT решения.

Негативные (извлекающие) вопросы:

- А почему вы вообще хотите внедрять автоматизацию? Что не так в ручном формате работы?
- Вы сказали, что вручную тратите на эту работу 4 часа каждый день. А как это вообще влияет на всю остальную вашу работу?
-Вы сказали, что вручную тратите на эту работу 4 часа каждый день и в это время ни для кого недоступны. А как в это время работают все остальные ваши процессы? Ведь могут же быть совещания, встречи с клиентами, еще что-то.

По задумке, отвечая на такие вопросы, клиент погрузится в ситуацию и ответит вам (и в первую очередь себе), что он ничего не успевает, постоянно задерживается и вообще из-за этого ручного заполнения табличек страдает вся компания.

Дальше можно задавать следующие вопросы, позитивные:

Позитивные (направляющие) вопросы:

- А представьте, что вы все это автоматизировали и тратите теперь на все это 15 минут, а не 4 часа. Какие плюсы в этом вы для себя видите?
- А представьте, что вы все это автоматизировали и тратите теперь на все это 15 минут, а не 4 часа. Как бы вы теперь использовали это освободившееся время?
- А представьте, что вы внедрили автоматизацию не только у себя, а вообще у всех руководителей вашей компании. И у каждого освободилось в день по 4 часа. Как вы думаете, какую пользу это может принести компании?

Далее, по задумке, клиент снова погрузится в размышления и придет к выводу, что тогда он смог бы успевать намного больше, наконец-то взялся бы за реализацию давно намеченного проекта и смог бы заняться внедрением еще одного решения, которое давно откладывал. И т.д и т.п.

И вот теперь, когда вы обсудили с клиентом все эти вопросы, когда он осознал масштаб текущих проблем и нарисовал себе светлое будущее, которое наступит после их решения, уже можно проводить презентацию.

Далее вы говорите: "Большое спасибо за ответы, я вас понял. У нас как раз есть решение для таких случаев. Давайте расскажу".

Техника СПИН прекрасна в свой простоте, но у нее есть и свои минусы, а также свои нюансы применения. Об этом подробно расскажу в следующей статье, обязательно прочитайте.

Всем спасибо, подписывайтесь и ставьте лайк :) Жду вас снова.