В 1960 году в московском издательстве «Советская Россия» была выпущена отдельной книгой повесть (размером с роман) тогдашнего советского инженера Георгия Михайловича Бовина «Дети Земли». Тираж книги был немалым – 165 тысяч, тем не менее, она очень быстро стала раритетом, и если и переиздавалась впоследствии, то уже не в СССР, а только несколько лет назад в нескольких антологиях старой советской фантастики самыми мизерными тиражами, свойственными только современным «подарочным изданиям».
И снова я пишу материал не как читатель, а как коллекционер-букинист, но неизменно как любитель древней советской фантастики.
Вернее, нет, не древней, а старинной. Древняя советская фантастика – это Александр Беляев, Алексей Толстой, Григорий Адамов, а также советские фантасты, о которых мы узнали уже после перестройки – Орловский, Валюсинский, Муханов и много других.
А вот старинная советская фантастика – это то, что было создано в период «хрущевской оттепели» в 50-е и начале 60-х. Тогда в СССР было издано столько всякой фантастики, что еще долго придется разгребать все эти завалы. Фантастику в тот период бросились писать все – не только не фантасты, но и вообще не писатели. И всё это издавали не только центральные издательства, но и республиканские, областные и даже городские. Причем очень много книг издавались один только раз, и больше не переиздавались никогда.
Но только неправильно было бы думать, что страну захватила какая-то фантастическая графомания. Графоманию в основном к печати не допускали, но не от того, что среди наших писателей не было графоманов. Просто очень часто всю эту фантастику писали сами редакторы, получив сюжеты от новоявленных «писателей». В лучшем случае редактору предстояло просто «причесать» произведение, но часто приходилось его переписывать заново.
А что делать? Фантастов тогда у нас после завершения «сталинского реализма» было мало, а спрос на фантастику был огромным, вот и приходилось изворачиваться, благо что цензура тогда сильно ослабла, а до местных издательств вообще не распространялась. Таким образом можно увидеть очень интересное явление – чем мельче было издательство, тем меньше в произведении было идеологического мксора. Для примера можно взять роман украинского учителя Л. М. Оношко «На оранжевой планете», который был издан в СССР только один раз в 1959 году, и сразу же был переиздан во Франции, Бразилии и Югославии - а всё почему? Да потому что получилось прекрасное развлекательное произведение без всякой коммунистической идеологии.
И вот такой фантастики у нас в 50-60-х было издано поистине огромное количество, и тиражи часто были солидными, превышающими 100-тысячную отметку. И были они очень популярными, хотя потом никогда не переиздавались, ну, это и понятно – при Брежневе гайки стали завинчивать очень хорошо. Но все же хочу повторить – при Хрущеве жатва была просто фантастическая, правда непонятно, куда эти десятки и сотни миллионов общих тиражей потом подевались?
Уже в наше время, когда книги обесценились до уровня семечек, я начал обнаруживать на разных барахолках множество таких произведений в виде отдельных книг, и стараюсь всегда их покупать и тащить домой в свою библиотеку-коллекцию. Некоторые из них в ужасном состоянии (зачитаны «до дыр»), но часто встречаются и в идеальном состоянии, несмотря на древность (десятилетиями находились в чьей-то библиотеке).
Но все они мне дороги как память, потому что в своей читательской юности, которая пришлась на 70-е годы, у меня просто не было денег, чтобы все эти книги приобретать в свою собственность с рук, а в магазинах они уже тогда не водились – дефицит!
Недавно я обнаружил еще одну книгу из той эпохи, но не на барахолке, а в Интернете. Называется она «Дети Земли», и автор ее – бывший советский инженер Георгий Михайлович Бовин (1909-???), который если что до этого и писал, то только технические статьи на тему промышленных подъемников и эскалаторов. Правда, издательством был анонсирован еще один его фантастический роман - «Кольца Сатурна», - но он так и не был никогда написан.
Итак, роман Г. Бовина «Дети Земли» - про космическое путешествие советской экспедиции на Венеру, что как бы перекликается с упомянутым выше романом. Л. М. Оношко «На оранжевой планете». Опубликован он был в 1960 году в московском издательстве «Советская Россия» тиражом 165 тысяч экземпляров, но, в отличие от романа Оношко, за рубежом не переиздавался. Ну, не понравилось это произведение иноземным издателям, и я понимаю, почему. Во-первых, этот фантастический роман получился сугубо научным, а, во-вторых, вовсю прославлял советские космические достижения в ключе грядущей мировой коммунистической революции.
Нет, роман читается отлично, но годится только для серьезных читателей. «На оранжевой планете» Оношко - это чисто развлекательное приключенческое произведение без всяких претензий на жюль-верновскую занимательность, а вот «Дети Земли» - эпопея с далеко идущими целями. Правда, эта серьезность и приверженность «линии партии» не спасла роман от остракизма после окончания «хрущевской оттепели», но тут следует учитывать то, с чего я начинал свое повествование – это далеко не единственное «дитя оттепели», впоследствии отторгнутое возрожденной советской цензурой. Так что удивляться тут нечему.
Короче, сюжет до крайности банальный – экспедиция советской космической экспедиции на Венеру, где астронавты обнаруживают пригодные условия для жизни, флору, фауну, претерпевают множество приключений и героями возвращаются домой. Ну, для таких произведений тех времен «банальность» - это не недостаток, потому что космонавтика находилась в зачаточном состоянии, и даже опытные инженеры не могли знать, как люди могут вести себя не только на дальних планетах, но даже в орбитальных космических полетах. Поэтому автор пошел по пути Жюля Верна, постарался строго научно обосновать сюжет и по мере собственной фантазии насытить его приключениями.
Ну, и про идеологию не забыл, тем более что название издательства – «Советская Россия» - как-то обязывало автора это сделать не походя, а целенаправленно.
Но опять-таки обращаюсь не как читатель, а как коллекционер. Книга это, по сути, редкая, хотя текст романа (в книге произведение указано как повесть, что, судя по объему и размаху, неправильно) в Интернете найти не проблема. И, возвращаясь у художественным ценностям этого произведения, хочу привести одну понравившуюся мне чужую рецензию, чтобы мои читатели не заподозрили меня в «лоббировании» этой книги в угоду ее букинистической ценности.
«…Помнится, в детстве книга произвела на меня огромное впечатление. Во-первых, достоверные карты с положением планет, курсом перелёта, астрономическими данными. Но в ТО время это воспринималось, как само собой разумеющееся, вся фантастика была научной... И, разумеется, на этом фоне верилось, что наши корабли будут летать на урановых котлах с чудесными свойствами. И как летать!
При этом автор не зануден. Кроме достоверных описаний техники и опасных приключений на Венере и в Космосе он вводит в сюжет вполне человеческую коллизию поиска потерянными родственниками друг друга. Ну и, разумеется, потерявшиеся во время войны отец и дочь оказываются вместе на одном корабле. Как же без этого…
Очень патетично описана реакция мира на сообщение ТАСС о старте «Урана».
Эх! Если бы хоть половина современных авторов писала на таком уровне...»
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
«Гриада» Александра Колпакова, 1960 г. ~ первый советский авантюрный фантастический роман