Советский писатель Константин Сергеевич Волков известен как автор всего трех произведений – фантастического рассказа «Тайна безымённого острова», научно-фантастической повести «Звезда утренняя» и фантастико-приключенческой космической оперы «Марс пробуждается». За 5 лет общий тираж всех произведений составил 195 тысяч экземпляров, но в 1961 году, после выхода третьего шедевра, фактически бестселлера, следы автора теряются в неизвестности, и никто не знает даже дату его смерти.
В советское время сочинительство романов было очень прибыльным делом, причем не обязательно было состоять в Союзе писателей СССР, чтобы пытаться на этом зарабатывать. И писали тогда все кому не лень, графоманы, конечно, отсеивались сразу, но было очень много и способных начинающих писателей, которым удавалось прорываться через все рогатки тогдашней цензуры – как идеологической, так и творческой.
И особенно этим стали промышлять во времена «хрущевской оттепели», когда цензура потеряла свою былую власть, и именитые ветераны СП в издательский процесс вмешиваться уже не могли. Зато они могли своей массированной критикой уничтожить уже изданное произведение, и часто этой своей возможностью пользовались.
Отсюда и такое огромное количество поистине прекрасных авторов, писательская карьера которых после одной-двух изданных даже центральными советскими издательствами книг вдруг прерывалась, и часто история нам не сохраняла даже биографических данных этих смельчаков.
Когда я в 90-х стал массово копаться на наших барахолках, где тогда можно было купить почти всё задешево и даже очень задешево, я поразился тому количеству разных книг научной фантастики, авторов которых я никогда прежде не слышал. А я ведь увлекался фантастикой почти все 70-е и 80-е годы, потому мне были известны очень многие. Но тут вдруг появилась огромная куча книг, ранее мне неведомых.
В один прекрасный солнечный день я купил по дешевке целую сумку самых разных старых книжек с научно-фантастическими повестями и романами, и одна из них меня почему-то привлекла больше всего. Называлась она «Марс пробуждается» (1961 г.), и ее автором был некий Константин Сергеевич Волков. Я знал нескольких советских писателей Волковых, в частности – Константина Петровича Волкова («Сокровища Раушана») и Александра Мелентьевича Волкова («Волшебник Изумрудного Города»).
Но этого Волкова я совсем не знал, а начал им интересоваться только после того, как прочитал его «Марс пробуждается».
Книга эта была одновременно и простецкой, и интересной. Кроме того, оформлена она была довольно шикарно как по советским временам, и иллюстрации к ней сделал очень известный в 1950-80-х годах художник Николай Ильич Гришин. У этого мастера был свой узнаваемый стиль, и его практически без перерыва приглашали обрисовывать не только популярные приключенческие и фантастические книги, но и центральные советские журналы, такие, как «Вокруг света», «Искатель», «Юность», «Знание – сила», «Юный техник» и некоторые другие.
В общем, прочитал я эту книгу впервые только в 90-х, и, конечно же, мое восприятие этого произведения было уже не таким, каким оно было бы в 70-е, когда я запоем начинал читать фантастику. Однако я больше не читатель, а коллекционер, потому любую старую книгу, которую я покупал для своей книжной коллекции, читал и воспринимал так, как я бы это делал именно в те стародавние времена.
Конечно, роман этот устарел, но с таким же успехом можно говорить и о том, что устарели и все фантастические романы Жюля Верна, Герберта Уэллса и Александра Беляева. К тому же автора можно было бы обвинить в плагиате, потому что в «Марсе пробуждается» была заложена идея, которую до Волкова разрабатывали очень многие писатели, например, Эдгар Берроуз или Алексей Толстой – это экспорт социального бунта или коммунистической революции с Земли на другую планету. Но и кроме классиков этой идеей баловались в 50-е и другие наши фантасты, тот же Л. Оношко в «Оранжевой планете», или А. Колпаков в «Гриаде». А так как ни к Оношко, ни к Колпакову у меня и сегодня нет совершенно никаких претензий, то почему они должны быть к Волкову?
В целом роман «Марс пробуждается» получился. Он написан, если так можно выразиться, простым казенным языком, но, к примеру, язык Жюля Верна мне нравится еще меньше, причем гораздо. Ясно, что литературных талантов у Волкова было поменьше, чем у Жюля Верна или Алексея Толстого, тем не менее, я даже в 90-е, спустя целую эпоху, прочел «Марс пробуждается» с интересом. Я не обращал внимания на устаревшие фантастические штампы тех лет, меня интересовали только приключения. А уж приключения в романе были на высшем уровне.
Пересказывать сюжет всего этого произведения нет никакого смысла, точно так же, как и пересказывать сюжеты других произведений с долгой извилистой приключенческой линией. Главная тема тут одна – собрались несколько советских (академик Яхонтов и его помощники супруги Одинцовы) и китайских ученых космонавтов, прихватив с собой прекрасную даму-биолога из дружественной Индии, и отправились на ракете на Марс. Но отправились они туда не просто так, а только в качестве экстренной помощи марсианам. Дело в том, что до этого один северокорейский астроном увидел на поверхности Марса в подзорную трубу какие-то знаки, которые явно были делом рук разумных марсиан. Этот знак очень походил на просьбу о помощи, вот потому экспедиция собралась в экстренном порядке и отправилась на Багряную Планету.
Если коротко, то на Марсе земляне обнаружили довольно развитую в техническом плане цивилизацию очень похожих на них людей, стонущих под игом религиозной элиты, состоящей из могущественных местных олигархов. Простой народ рад бы это иго скинуть, но не знал как. Вот тут как раз представители СССР и КНР при посильной помощи прогрессивной индийской женщины-ученого и показали, как надо это дело делать. Они научили своих новых марсианских единомышленников, как лучше всего произвести государственный переворот и помочь народу взять в руки власть.
Короче, рабоче-крестьянская революция на Марсе свершилась, причем удалось обойтись без затяжной гражданской войны, иначе роман перерос бы в многотомную эпопею. Далее описывается, как люди помогают освобожденным марсианам развивать свою цивилизацию в нормальном цивилизационно-коммунистическом ключе, но это уже финал романа, а самое главное – приключения землян во время подготовки революции и само ее проведение. В итоге, сделав дело, земляне улетают домой, но они очень довольны тем, что «помогли создать прочную основу великого содружества соседних планет», причем без особых потрясений и с минимальными трудами.
В целом книга, невзирая на простецкий стиль изложения, написана столь красочно по сюжету, что просто удивительно, почему ее не экранизировали. Произведение это и на самом деле достойное, и на нем можно было бы создать шикарный сценарий. Но никто не озаботился тогда созданием этого фильма, мало того – роман впоследствии даже и не думали переиздавать. Так он и остался тогда в тираже только 100 тысяч (изд-во «Советская Россия»), и даже не было его никаких журнальных публикаций. И только в 2004-м году все три части были переизданы в двухтомнике тиражом 15 тысяч каждый том, а в 2017-м появилась самиздатовская книга, выпущенная тиражом всего лишь около 40 экземпляров.
Ну ладно, как я говорил, в 50-е и 60-е появлялась масса таких романов-«однодневок», выпускавшимся только одним изданием. Однако К. С. Волков не был «автором одной книги». До этого он написал еще повесть «Звезда утренняя», которая вышла отдельной книгой в «Детгизе» в 1957 году, правда, тиражом всего 15 тысяч экземпляров, тем не менее, это было опять-таки центральное советское издательство. Иллюстрировал книгу еще один очень известный советский книжно-журнальный художник - Г. В. Алимов.
Мало того, «Звезда утренняя» в 1960 году была переведена на местные языки в Чехословакии и Польше и вышла в этих странах в красочных твердых переплетах с суперобложками (!) тиражами 20000 и 30260 экз. соответственно. Это было фантастическое повествование о полете советских космонавтов на Венеру, причем и в этом полете главными героями выступают все те же Яхонтов и Одинцовы, которых в следующем произведении «Марс пробуждается» Волков отправил на Марс делать революцию. То есть эти две книги как бы составляют дилогию, имеющую общую основу как по главным героям, так и по целям – полеты на соседние с Землей планеты.
Также Константин Волков был автором и одного научно-фантастического рассказа, почти что повести – «Тайна безымённого острова», который был опубликован в двух номерах украинского журнала «Пионерия» в 1956 году в двух номерах - №№10 и 11. Этот журнал тогда выходил в Киеве на русском и украинском языках, то есть, два разных варианта, каждый тиражом по 40 тысяч. Рисунки к этому рассказу-повести сделал А. Иовлев, который в те годы тоже иллюстрировал немало советских книг и журналов.
Впрочем, об этих произведениях я позже напишу отдельные публикации, у меня есть по ним довольно много материалов, к тому же может что-то удастся прояснить из биографии Константина Сергеевича Волкова, который неизвестно даже когда умер. Единственно, что известно наверняка, это дата его рождения - 1907 год, место рождения – Москва, и то, что главное место работы этого несостоявшегося советского фантаста-приключенца была в Госплане СССР.
Вполне возможно, что роман «Марс пробуждается» был разгромлен советской критикой точно так же, как был разгромлен тогда же и подобный роман об экспорте революции на другие планеты «Гриада» Александра Колпакова. Но Колпаков и после этого разгрома продолжал писать и даже публиковаться, причем не только в СССР, но и за рубежом.
А Константин Волков после 1961 года как в воду канул, и после него остались только две достаточно шикарные фантастические книги о полетах на другие планеты, которые можно найти как на барахолках, так и в Интернет-магазинах, и один рассказ-повесть в журнале, который даже в Интернете можно найти с огромным трудом.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
«Гриада» Александра Колпакова, 1960 г. ~ первый советский авантюрный фантастический роман
«Гора Звезды» Валерия Брюсова – фантастическая наследница «Копей царя Соломона» и аналог «Аэлиты»
Серия «Фантастика. Приключения» издательства «Трудрезервиздат», 1955-1961 гг.