Найти тему
Немелочи жизни

"Маленький пармец". От живописи к алхимии

«Маленький пармец» — это прозвище Джироламо Франческо Мария Маццола. Его жизнь была короткой — всего 37 лет. Но эта жизнь была яркой и плодотворной. Художник стал одним из основателей маньеризма, его "Автопортрет в выпуклом зеркале" является уникальным.

Автопортрет в выпуклом зеркале. Франческо Пармиджанино 1524, 24.4×24.4 см
Автопортрет в выпуклом зеркале. Франческо Пармиджанино 1524, 24.4×24.4 см
Для создания этой картины он заказал деревянную полусферу по размеру зеркала, свое отражение в котором он задумал в точности передать — вместе со всеми искажениями и бликами. И результат получился ошеломительным: как только один из приближенных ко двору папы Климента VII увидел искусный автопортрет, то тут же велел представить юное дарование понтифику. По городу стали стремительно распространяться слухи о появлении живописца, в которого вселился дух самого Рафаэля.

Когда мы смотрим на данный автопортрет, у нас создается иллюзия выпуклости работы.

Джон Эшбери, американский поэт-авангардист, посвящает «Автопортрету в выпуклом зеркале» целую одноименную поэму, где есть такие строчки:

Франческо, Рука твоя достаточно велика, чтоб сокрушить сферу,
И даже, кажется, слишком — для затейливых хитросплетений, — Что лишь противоречит ее последующему плененью.
(Она велика, Но все ж не груба — просто в другом измерении,
словно Кит, спящий на дне морском, в сравнении с крохотным кораблем На поверхности, представляющим ценность лишь для себя самого.)
Однако твои глаза утверждают, что все есть поверхность.
Поверхность есть то, что изображено, И нет ничего, кроме того, что есть. (перевод Яна Пробштейна)

А сейчас Автопортрет Франческо Пармиджанино 1540. то есть через 16 лет. Трудно найти сходство черт у этих двух автопортретов.

Автопортрет Франческо Пармиджанино 1540
Автопортрет Франческо Пармиджанино 1540

Мальчик родился в семье художника, но в два года остался круглым сиротой. Родные братья отца взяли его на попечение и обучали его азам искусства, вовремя разглядев в нем азы таланта.


Богоматерь с младенцем, святым Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной Франческо Пармиджанино 1530-е   ВАШ ВЗГЛЯД ТОЖЕ ПРИКОВЫВАЕТ ЛИЦО БОГОМАТЕРИ?
Богоматерь с младенцем, святым Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной Франческо Пармиджанино 1530-е ВАШ ВЗГЛЯД ТОЖЕ ПРИКОВЫВАЕТ ЛИЦО БОГОМАТЕРИ?

В 1521 году семья находится в Виадане. Там он впервые работает темперой во время написания алтарного образа «Мистическое обручение святой Екатерины». Известно, что мастерство юного живописца поразило современников. Люди с трудом могли поверить, что «написал это не старый мастер, а начинающий юноша».

Мистическое обручение Святой Екатерины (Алтарь Барди) Франческо Пармиджанино 1521, 203×130 см
Мистическое обручение Святой Екатерины (Алтарь Барди) Франческо Пармиджанино 1521, 203×130 см

История Дианы и Актеона. Восточная сторона фрескового цикла. Франческо Пармиджанино 1524 - это полотно искусствоведы отнесут к индивидуальному стилю, который назовут маньеризмом. Стиль характеризуется удлиненными и причудливо извивающимися фигурами.

История Дианы и Актеона. Восточная сторона фрескового цикла. Франческо Пармиджанино 1524
История Дианы и Актеона. Восточная сторона фрескового цикла. Франческо Пармиджанино 1524

«Видение святого Иеронима» — переосмыслением скульптурной композиции Микеланджело «Мадонна Брюгге»: на картине Пармиджанино младенец Иисус также стоит у ног святой Марии.

Сохранились воспоминания, по которым мы узнаем о том, что во время написания этой работы в дом художника ворвались солдаты императора Карла V. Пармиджанино не заметил этого, настолько был увлечен работой. Солдаты были впечатлены погруженностью мастера в процесс работы и оставили его в покое. Правда, несколько работ художника с собой все-таки прихватили.

Видение святого Иеронима. Франческо Пармиджанино
Видение святого Иеронима. Франческо Пармиджанино


Знаменитая "Мадонна с розой".

Роза здесь может выступать и как символ непорочного зачатия, так и обозначение финальной стадии превращения материи в алхимии.

Мадонна с розой. Франческо Пармиджанино 1530, 88.5×109 см
Мадонна с розой. Франческо Пармиджанино 1530, 88.5×109 см

«Обращение Савла».

Пармиджанино нетрадиционно подошёл к сюжету картины. Он сделал центральной фигурой композиции коня Савла, символизирующего преображающую Божественную силу.

Обращение Савла. Франческо Пармиджанино 1520-е , 177.5×128.5 см
Обращение Савла. Франческо Пармиджанино 1520-е , 177.5×128.5 см

Художник увлекся алхимией. Увлечение стало походить на одержимость. Он тратил все средства на приобретение расходников для занятия алхимией. Цель его была заморозить ртуть, чтобы создать себе путь к богатству.

Он сорвал заказ по росписи церкви и община подала на него в суд.

Пармиджанино попадает под стражу и с трудом выходит из-под нее, пообещав закончить свою работу по росписи. Но вместо этого он бежит в городок Казальмаджоре. Здесь художник пишет «Лукрецию» и создает еще несколько работ.

Лукреция. Франческо Пармиджанино 1540
Лукреция. Франческо Пармиджанино 1540

Рассудок постепенно покидал мастера

В 1540 году, в возрасте всего 37 лет, Пармиджанино умирает от «тяжкой горячки».



В соответствии с эксцентричным волеизъявлением Пармиджанино, он был погребен обнаженным с архипастырским крестом на груди в базилике Ла Фонтана близ Казальмаджоре.

Если бы не пагубное увлечение, сколько шедевров еще увидел бы мир...

Благодарю за прочтение, лайки, комментарии.

Возможно, вам будет интересно:

Картины и художники | Немелочи жизни | Дзен