Многим знаком портрет Адель Блох Бауэр под названием «Золотая Адель». Но все ли знают историю его появления? Все ли знают, что написание портрета было своеобразной местью обманутого мужа?
Автор портрета – Густав Климт:
Дело происходило в Вене. Уже несколько дней весь город обсуждал бурный роман Густава Климта и Адель Блох Бауэр. Адель была замужем за Фердинандом Блох Бауэром и тот не мог с ней развестись, потому что браки в богатой австрийской еврейской диаспоре заключались навечно. Если бы Фердинанд развелся с женой, он поставил бы под угрозу семейный сахарный бизнес. Его брат и сестра Адели были муж и жена, а тесть – председателем Ассоциации Венских Банкиров.
Поэтому Фердинанд разработал хитроумный план. Он рассчитывал, что пробыв долгое время наедине, влюбленные набьют оскомину друг другу. Что и произошло.
Портрет Климт писал 4 года, сделал сотни набросков. Контракт же на написание портрета заключил потому, что сумма гонорара была очень высока, хотя и требования к портрету тоже были немалые. Портрет должен такой, чтобы вошел в историю.
Специально для портрета Фердинанд подарил жене колье с бриллиантами и заказал платье, отделанное золотыми пластинами. Заказчик измучил художника, заставляя его бесконечно переделывать эскиз картины для того, чтобы лицо жены надоело влюблённому до тошноты. За 4 года было сделано около ста эскизов.
Про колье стоит сказать отдельно. Оно включало в себя два рубина и четыре сапфира и стоило баснословно дорого. Но владелец сахарных заводов мог себе это позволить. Колье позже стало подарком на свадьбу племяннице Марии (своих детей у Фердинанда и Адели не было).
Фердинанд заказал еще один портрет Адели у художника, а также купил еще несколько работ Климта, считая это хорошим вложением денег. После смерти в 1918 году Густава, его картины резко подскочили в цене. Сама Адель ушла из жизни в 1925 году (менингит).
После аншлюса Австрии в 1938 году жизнь евреев в стране подвергалась опасности. Сам Фердинанд уехал сначала в Швейцарию, а затем в Чехию. В его доме стали жить Мария с мужем. Они часто любовались на портрет Адели, хотя та в свое время просила отдать его в музей. Но Фердинанд не мог с ним расстаться, и портрет висел в доме.
В один из дней к Марии нагрянули офицеры и вынесли из дома все, что можно. Портрет, в том числе. Он и еще три картины Климта долгое время украшали галерею Бельведер. И так бы они и висели там, если бы не расследование журналиста Хубертус Чернин. Считалось, что картины принадлежали Адели и по завещанию они попали в музей. Но выяснилось, что они принадлежали Фердинанду, а его единственной наследницей является племянниа Мария Альтман.
Мария потребовала картины назад. Ей пришлось обратиться в суд, и она выиграла дело. Это произошло в 2005 году. Мария предложила выплатить рыночную стоимость картин или вернуть картины ей. Но цена картин была столь высока, что у Австрийская республика не смогла выплатить столько денег.
Картины покинули Австрию. Картина позже была куплена американским предпринимателем Рональдом Лаудером. Сейчас она находится в основанной им Новой галерее в Нью-Йорке.
Все репродукции, фото взяты в открытом доступе сети интернет.