В греческой мифологии нет единого мифа о сотворении мира. Гомер, Гесиод и орфизм различаются в своих описаниях того, как возник мир, боги и люди.
Мифы о сотворении мира являются фундаментальной частью всех религий и мифологий. Они объясняют, как был создан мир, и закладывают основы для хорошо сформированной мифологии. В некоторых культурах история сотворения мира конкретна и хорошо записана, например, в Книге Бытия, используемой авраамическими верованиями. Однако в Древней Греции мифы о сотворении мира, как и многие другие греческие мифы, кардинально различаются в разных традициях. Гесиод представляет собой наиболее полный и известный миф о сотворении мира, в то время как гомеровская традиция создает мост между более старой традицией и Гесиодом. Орфическая традиция, или орфизм, дает совершенно иной рассказ о сотворении мира и человечества.
Ниже приведены вариации греческих мифов о сотворении мира, изложенные в традициях Гесиода, Гомера и орфизма.
Греческие мифы о сотворении мира: Гесиод и первый миф о сотворении мира
Первое полное изложение греческих мифов о сотворении мира можно найти в «Теогонии» Гесиода, в которой он описывает сотворение мира, богов и человечества. Эта поэма является самой выдающейся из трех, а также самой длинной написанной историей мифов о сотворении мира. Начиная с гимна Музам, «Теогония» рассказывает историю вселенной, начиная с того времени, когда существовало только одно изначальное состояние, до сотворения женщин. Другая поэма Гесиода, «Труды и дни», содержит мифы о сотворении мужчины и женщины, но в целом она не является мифом о сотворении мира.
В начале был только Хаос, изначальное состояние. Значимость Хаоса как изначального состояния и предшествующего изначальным существам имеет мифологическое, а позднее и философское значение. Из Хаоса появились Гея (Земля), Тартар (Подземный мир), Эрос (Желание), Эребус (Тьма) и Никта (Ночь). Затем они создали остальных изначальных существ, таких как Гемера (День), Уран (Небо или Небеса) и Понт (Море).
Гея взяла своего сына, Урана, в мужья и родила 12 Титанов, а также 6 чудовищных детей. Уран заключил чудовищных детей в тюрьму, что сильно разозлило Гею. Чтобы наказать Урана, Гея попросила своих детей-титанов напасть на своего отца с серпом. Это положило начало циклу свержения отцов сыновьями, известному как «Миф о наследовании». «Миф о наследовании» повторяется несколько раз в Теогонии, а также в греческой мифологии.
Кронос, самый молодой титан, кастрировал и сверг своего отца ради своей матери, и титаны заняли его место в качестве правителей вселенной. Когда Кронос кастрировал своего отца, гениталии Урана упали в море и превратились в морскую пену. Из этой морской пены появилась Афродита, либо на острове Кифера, либо на Кипре, которые были центрами поклонения богине.
У Кроноса и Реи родилось шестеро детей: Гестия, Посейдон, Гера, Аид, Деметра и Зевс. Так же, как он сверг своего отца, Кронос знал, что одному из его детей суждено свергнуть его и титанов как правителей вселенной. Чтобы предотвратить это, Кронос пожрал своих первых 5 детей, как только они родились, к большому гневу Реи. Она вместе с Геей, которая была зла на то, что Кронос держал своих чудовищных братьев и сестер в заточении, вынашивала план по его свержению. Когда родился Зевс, Рея спрятала его и дала Кроносу проглотить камень. Затем Зевс смог вырасти скрытым от своего отца. В конце концов, с помощью других титанов, Рея и Зевс заставили Кроноса извергнуть его остальных детей.
Зевс и его братья и сестры, вместе с чудовищными детьми Геи, сражались с титанами в том, что известно как Титаномахия . Война длилась десять лет и закончилась установлением олимпийских богов в качестве правителей небес и земли. Титаны, которые встали на сторону олимпийских богов, были вознаграждены, в то время как остальные были брошены в Тартар. Титаномахия является продолжением «Мифа о наследовании», поскольку Зевс свергает своего отца. Согласно этой традиции, Зевсу было суждено быть свергнутым своим сыном через Метиду, что он обошел, проглотив ее и родив Афину сам.
Хотя Теогония не описывает сотворение человека, она рассказывает о сотворении женщины. Пандора, первая женщина, была создана Зевсом и богами в наказание за человека. Прометей, один из титанов, вставших на сторону олимпийских богов, ослушался Зевса, чтобы помочь человеку. Зевс решает наказать и Прометея, и человека за его неблагоразумие. Таким образом, боги, в частности Гефест и Афина, создают Пандору, и она отправляется к человечеству. Гесиод утверждает, что Пандора и женщины в целом были злыми и причиняли боль человеку. С историей Пандоры Гесиод пересказывает мифы о сотворении мира, от рождения богов до раннего человека, в Теогонии.
В «Трудах и днях», другой своей поэме, Гесиод утверждает, что человечество было создано многократно как титанами, так и олимпийскими богами. Титаны выковали Золотой век людей, а олимпийские боги - Серебряный век, Бронзовый век, Век героев и Железный век. Гесиод рассказывает о том, что произошло с каждым из поколений людей до нынешнего поколения, Железного века. Век героев - это поколение людей в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера . Таким образом, «Труды и дни» завершают миф о творении Гесиода
Гомер: Различные генеалогии богов
Гомер, возможно, самый известный из греческих поэтов, был псевдолегендарным слепым бардом, которому приписывают «Илиаду» и «Одиссею». Сейчас большинство ученых понимают, что Гомера как отдельного человека не существовало, а скорее приписываемые ему произведения являются кульминацией многолетней устной традиции. Гомеровская традиция не имеет полностью разработанного мифа о сотворении мира, но в ней упоминается сотворение богов. Существует два основных способа, которыми гомеровская и гесиодовская традиции расходятся.
В «Илиаде», эпосе Гомера о Троянской войне, Афродита - дочь Зевса и Дионы. В пятой книге Афродита описывается как бегущая к своей матери Дионе после ранения в битве. Это представляет собой совершенно иное происхождение Афродиты, которую Гесиод описывает как рожденную из морской пены после кастрации Урана. Гесиодовская традиция - это версия Афродиты, которая была более широко известна и более широко принята.
Возможно, более разрозненной является гомеровская традиция относительно происхождения богов. Во время «Обмана Зевса» в Книге XIV Гера дважды упоминает Океана и Тифа как изначальную пару вместо Геи и Урана. Согласно Теогонии, Океан и Тиф были титанами, которые породили речных и морских божеств. Эти две ссылки показывают большой разрыв между гесиодовской и гомеровской традициями относительно греческих мифов о сотворении мира.
Традиция Океана и Тифа, двух водных божеств, упомянутых в «Илиаде», может быть отсылкой к более раннему греческому мифу о сотворении мира, мифу об Эвриноме. В этом мифе о сотворении мира Эвринома и Офион появились из хаоса и создали космическое яйцо, из которого были созданы мир и боги. Существуют связи между Океаном и Тифом и историей сотворения мира Эвриномы, и гомеровскую традицию можно рассматривать как продолжение этого мифа о сотворении мира. Эти традиции предшествуют «Теогонии» и «Трудам и дням» Гесиода, что объясняет различия между мифами о сотворении мира.
Орфическая традиция: совершенно иной миф о творении
Орфизм был греческой мистической религией , которая, как говорят, была основана Орфеем, легендарным поэтом. Орфические мифы о сотворении мира и религия в целом вращались вокруг бога Диониса и его воскрешения, а также реинкарнации души. Не существует единого обязательного текста для религии, но гимны и рассказы о религии позволяют нам понять ее мифы о сотворении мира.
Поскольку в орфизме нет единого текста, существует множество вариаций этого мифа о творении. Многие ученые полагают, что орфизм находился под влиянием восточных идей, что согласуется с верой в то, что Дионис был иноземным божеством.
В орфическом мифе о сотворении мира Хронос, изначальное олицетворение времени, создает Эфир (Небо), Хаос и космическое серебряное яйцо. Таким образом, орфическая традиция космического яйца похожа на миф о сотворении мира Эвриномы. Важно отметить, что Хронос и Кронос — это две отдельные сущности. Из космического яйца появился Фанес, также известный как Эрос, Фанес-Дионис и Протогинос. Затем Фанес рождает то, что у Гесиода является изначальными существами, сначала Никс, а затем Гею, Урана и т. д. Таким образом, в орфическом мифе о сотворении мира именно Фанес, а не Хаос, является создателем мира.
Ключевая фигура в орфизме, Дионис, изначально родился как сын Зевса и Персефоны и был назван Загреем. Зевс назвал Загрея своим преемником. Это знаменует первое отклонение от мифов Гесиода о сотворении мира, которые фокусируются на «Мифе о преемственности». В традиции Гесиода Зевс не хочет, чтобы его сменили, и избегает свержения своим сыном.
Гера, завидуя тому, что Загрей назван преемником Зевса, убеждает титанов убить ребенка. Титаны разрывают и съедают Загрея. В наказание Зевс поражает титанов своей молнией, превращая их в пепел, и забирает сердце Загрея.
В некоторых рассказах о воскрешении Диониса Зевс оплодотворяет Семелу сердцем Загрея, и она рожает Диониса. В других Зевс вживляет сердце в свое бедро, из которого появляется Дионис. Есть также рассказы о других божествах, Афине и Аполлоне, которые сыграли роль в воскрешении Диониса и получили особый титул в религии. Орфический миф имеет сходство с более «традиционным» происхождением Диониса, которое всегда вращается вокруг того, что бог рождается дважды.
В орфизме человечество было создано из пепла Титанов и Загрея. Эта история творения наделяет человечество элементом божественности. Орфическая традиция утверждает, что именно душа человека божественна — поскольку она происходит из пепла Загрея, в то время как тело греховно и происходит из пепла Титанов. Идея божественной души, а также ее реинкарнации, была центральной в обрядах и религии орфизма.
Этот миф о сотворении мира сильно отличается от мифа Гесиода, в котором боги создали несколько поколений людей. Более того, резкие различия между мифами о сотворении мира Гесиода и орфизма можно рассматривать как разницу между мифологической поэмой и религией. Орфический миф о сотворении мира призван объяснить обряды и практики религии, тогда как Теогония — это поэтическое повествование.
Чем отличаются эти мифы о сотворении мира?
Религия в Древней Греции представляла собой совокупность сект, практик и верований, которые имели пересекающиеся божества и мифы. По мере того, как приходили и уходили новые влияния, божества и истории входили в греческий канон и создавали контрастирующие мифы. Различия между тремя мифами о сотворении мира и различными другими, обнаруженными в Древней Греции, можно объяснить отсутствием единой религии или источника