Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Как возник мир? 3 греческих мифа о сотворении мира

Оглавление

В греческой мифологии нет единого мифа о сотворении мира. Гомер, Гесиод и орфизм различаются в своих описаниях того, как возник мир, боги и люди.

«Рождение Венеры» Уильяма Бугро, 1879 г., Музей Орсэ и Олимп; с «Битвой гигантов» Франсиско Байеу, 1768 г., Национальный музей Прадо
«Рождение Венеры» Уильяма Бугро, 1879 г., Музей Орсэ и Олимп; с «Битвой гигантов» Франсиско Байеу, 1768 г., Национальный музей Прадо

Мифы о сотворении мира являются фундаментальной частью всех религий и мифологий. Они объясняют, как был создан мир, и закладывают основы для хорошо сформированной мифологии. В некоторых культурах история сотворения мира конкретна и хорошо записана, например, в Книге Бытия, используемой авраамическими верованиями. Однако в Древней Греции мифы о сотворении мира, как и многие другие греческие мифы, кардинально различаются в разных традициях. Гесиод представляет собой наиболее полный и известный миф о сотворении мира, в то время как гомеровская традиция создает мост между более старой традицией и Гесиодом. Орфическая традиция, или орфизм, дает совершенно иной рассказ о сотворении мира и человечества.

Ниже приведены вариации греческих мифов о сотворении мира, изложенные в традициях Гесиода, Гомера и орфизма.

Греческие мифы о сотворении мира: Гесиод и первый миф о сотворении мира

Псевдо-Сенека (теперь считается бюстом Гесиода) , через Museo Archeologico Nazionale di Napoli.
Псевдо-Сенека (теперь считается бюстом Гесиода) , через Museo Archeologico Nazionale di Napoli.

Первое полное изложение греческих мифов о сотворении мира можно найти в «Теогонии» Гесиода, в которой он описывает сотворение мира, богов и человечества. Эта поэма является самой выдающейся из трех, а также самой длинной написанной историей мифов о сотворении мира. Начиная с гимна Музам, «Теогония» рассказывает историю вселенной, начиная с того времени, когда существовало только одно изначальное состояние, до сотворения женщин. Другая поэма Гесиода, «Труды и дни», содержит мифы о сотворении мужчины и женщины, но в целом она не является мифом о сотворении мира.

«Гесиод и муза», Гюстав Моро, 1891 г., через Музей Орсе
«Гесиод и муза», Гюстав Моро, 1891 г., через Музей Орсе

В начале был только Хаос, изначальное состояние. Значимость Хаоса как изначального состояния и предшествующего изначальным существам имеет мифологическое, а позднее и философское значение. Из Хаоса появились Гея (Земля), Тартар (Подземный мир), Эрос (Желание), Эребус (Тьма) и Никта (Ночь). Затем они создали остальных изначальных существ, таких как Гемера (День), Уран (Небо или Небеса) и Понт (Море).

Гея взяла своего сына, Урана, в мужья и родила 12 Титанов, а также 6 чудовищных детей. Уран заключил чудовищных детей в тюрьму, что сильно разозлило Гею. Чтобы наказать Урана, Гея попросила своих детей-титанов напасть на своего отца с серпом. Это положило начало циклу свержения отцов сыновьями, известному как «Миф о наследовании». «Миф о наследовании» повторяется несколько раз в Теогонии, а также в греческой мифологии.

«Рождение Венеры» Уильяма Бугро, 1879 г., Музей Орсе
«Рождение Венеры» Уильяма Бугро, 1879 г., Музей Орсе

Кронос, самый молодой титан, кастрировал и сверг своего отца ради своей матери, и титаны заняли его место в качестве правителей вселенной. Когда Кронос кастрировал своего отца, гениталии Урана упали в море и превратились в морскую пену. Из этой морской пены появилась Афродита, либо на острове Кифера, либо на Кипре, которые были центрами поклонения богине.

Рея и Кронос, греко-римский мраморный барельеф, Капитолийские музеи
Рея и Кронос, греко-римский мраморный барельеф, Капитолийские музеи

У Кроноса и Реи родилось шестеро детей: Гестия, Посейдон, Гера, Аид, Деметра и Зевс. Так же, как он сверг своего отца, Кронос знал, что одному из его детей суждено свергнуть его и титанов как правителей вселенной. Чтобы предотвратить это, Кронос пожрал своих первых 5 детей, как только они родились, к большому гневу Реи. Она вместе с Геей, которая была зла на то, что Кронос держал своих чудовищных братьев и сестер в заточении, вынашивала план по его свержению. Когда родился Зевс, Рея спрятала его и дала Кроносу проглотить камень. Затем Зевс смог вырасти скрытым от своего отца. В конце концов, с помощью других титанов, Рея и Зевс заставили Кроноса извергнуть его остальных детей.

Зевс и его братья и сестры, вместе с чудовищными детьми Геи, сражались с титанами в том, что известно как Титаномахия . Война длилась десять лет и закончилась установлением олимпийских богов в качестве правителей небес и земли. Титаны, которые встали на сторону олимпийских богов, были вознаграждены, в то время как остальные были брошены в Тартар. Титаномахия является продолжением «Мифа о наследовании», поскольку Зевс свергает своего отца. Согласно этой традиции, Зевсу было суждено быть свергнутым своим сыном через Метиду, что он обошел, проглотив ее и родив Афину сам.

«Пандора» Одилона Редона , 1912 г., Национальная галерея искусств, коллекция Честера Дейла
«Пандора» Одилона Редона , 1912 г., Национальная галерея искусств, коллекция Честера Дейла

Хотя Теогония не описывает сотворение человека, она рассказывает о сотворении женщины. Пандора, первая женщина, была создана Зевсом и богами в наказание за человека. Прометей, один из титанов, вставших на сторону олимпийских богов, ослушался Зевса, чтобы помочь человеку. Зевс решает наказать и Прометея, и человека за его неблагоразумие. Таким образом, боги, в частности Гефест и Афина, создают Пандору, и она отправляется к человечеству. Гесиод утверждает, что Пандора и женщины в целом были злыми и причиняли боль человеку. С историей Пандоры Гесиод пересказывает мифы о сотворении мира, от рождения богов до раннего человека, в Теогонии.

В «Трудах и днях», другой своей поэме, Гесиод утверждает, что человечество было создано многократно как титанами, так и олимпийскими богами. Титаны выковали Золотой век людей, а олимпийские боги - Серебряный век, Бронзовый век, Век героев и Железный век. Гесиод рассказывает о том, что произошло с каждым из поколений людей до нынешнего поколения, Железного века. Век героев - это поколение людей в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера . Таким образом, «Труды и дни» завершают миф о творении Гесиода

Гомер: Различные генеалогии богов

Портретный бюст Гомера , II век до н.э., Британский музей
Портретный бюст Гомера , II век до н.э., Британский музей

Гомер, возможно, самый известный из греческих поэтов, был псевдолегендарным слепым бардом, которому приписывают «Илиаду» и «Одиссею». Сейчас большинство ученых понимают, что Гомера как отдельного человека не существовало, а скорее приписываемые ему произведения являются кульминацией многолетней устной традиции. Гомеровская традиция не имеет полностью разработанного мифа о сотворении мира, но в ней упоминается сотворение богов. Существует два основных способа, которыми гомеровская и гесиодовская традиции расходятся.

Женские фигуры из Парфенона , 438-432 гг. до н.э., через Британский музей
Женские фигуры из Парфенона , 438-432 гг. до н.э., через Британский музей

В «Илиаде», эпосе Гомера о Троянской войне, Афродита - дочь Зевса и Дионы. В пятой книге Афродита описывается как бегущая к своей матери Дионе после ранения в битве. Это представляет собой совершенно иное происхождение Афродиты, которую Гесиод описывает как рожденную из морской пены после кастрации Урана. Гесиодовская традиция - это версия Афродиты, которая была более широко известна и более широко принята.

«Юпитер, обольщенный Юноной на горе Ида», Джеймс Барри, 1799 г., галерея Грейвс
«Юпитер, обольщенный Юноной на горе Ида», Джеймс Барри, 1799 г., галерея Грейвс

Возможно, более разрозненной является гомеровская традиция относительно происхождения богов. Во время «Обмана Зевса» в Книге XIV Гера дважды упоминает Океана и Тифа как изначальную пару вместо Геи и Урана. Согласно Теогонии, Океан и Тиф были титанами, которые породили речных и морских божеств. Эти две ссылки показывают большой разрыв между гесиодовской и гомеровской традициями относительно греческих мифов о сотворении мира.

Традиция Океана и Тифа, двух водных божеств, упомянутых в «Илиаде», может быть отсылкой к более раннему греческому мифу о сотворении мира, мифу об Эвриноме. В этом мифе о сотворении мира Эвринома и Офион появились из хаоса и создали космическое яйцо, из которого были созданы мир и боги. Существуют связи между Океаном и Тифом и историей сотворения мира Эвриномы, и гомеровскую традицию можно рассматривать как продолжение этого мифа о сотворении мира. Эти традиции предшествуют «Теогонии» и «Трудам и дням» Гесиода, что объясняет различия между мифами о сотворении мира.

Орфическая традиция: совершенно иной миф о творении

Орфей и Эвридика, Огюст Роден , 1893 г., Музей Метрополитен
Орфей и Эвридика, Огюст Роден , 1893 г., Музей Метрополитен

Орфизм был греческой мистической религией , которая, как говорят, была основана Орфеем, легендарным поэтом. Орфические мифы о сотворении мира и религия в целом вращались вокруг бога Диониса и его воскрешения, а также реинкарнации души. Не существует единого обязательного текста для религии, но гимны и рассказы о религии позволяют нам понять ее мифы о сотворении мира.

Поскольку в орфизме нет единого текста, существует множество вариаций этого мифа о творении. Многие ученые полагают, что орфизм находился под влиянием восточных идей, что согласуется с верой в то, что Дионис был иноземным божеством.

В орфическом мифе о сотворении мира Хронос, изначальное олицетворение времени, создает Эфир (Небо), Хаос и космическое серебряное яйцо. Таким образом, орфическая традиция космического яйца похожа на миф о сотворении мира Эвриномы. Важно отметить, что Хронос и Кронос — это две отдельные сущности. Из космического яйца появился Фанес, также известный как Эрос, Фанес-Дионис и Протогинос. Затем Фанес рождает то, что у Гесиода является изначальными существами, сначала Никс, а затем Гею, Урана и т. д. Таким образом, в орфическом мифе о сотворении мира именно Фанес, а не Хаос, является создателем мира.

«Вакх» Караваджо , 1597 г., Галерея Уффици
«Вакх» Караваджо , 1597 г., Галерея Уффици

Ключевая фигура в орфизме, Дионис, изначально родился как сын Зевса и Персефоны и был назван Загреем. Зевс назвал Загрея своим преемником. Это знаменует первое отклонение от мифов Гесиода о сотворении мира, которые фокусируются на «Мифе о преемственности». В традиции Гесиода Зевс не хочет, чтобы его сменили, и избегает свержения своим сыном.

Гера, завидуя тому, что Загрей назван преемником Зевса, убеждает титанов убить ребенка. Титаны разрывают и съедают Загрея. В наказание Зевс поражает титанов своей молнией, превращая их в пепел, и забирает сердце Загрея.

В некоторых рассказах о воскрешении Диониса Зевс оплодотворяет Семелу сердцем Загрея, и она рожает Диониса. В других Зевс вживляет сердце в свое бедро, из которого появляется Дионис. Есть также рассказы о других божествах, Афине и Аполлоне, которые сыграли роль в воскрешении Диониса и получили особый титул в религии. Орфический миф имеет сходство с более «традиционным» происхождением Диониса, которое всегда вращается вокруг того, что бог рождается дважды.

Золотой орфический кулон , III век до н.э., Британский музей
Золотой орфический кулон , III век до н.э., Британский музей

В орфизме человечество было создано из пепла Титанов и Загрея. Эта история творения наделяет человечество элементом божественности. Орфическая традиция утверждает, что именно душа человека божественна — поскольку она происходит из пепла Загрея, в то время как тело греховно и происходит из пепла Титанов. Идея божественной души, а также ее реинкарнации, была центральной в обрядах и религии орфизма.

Этот миф о сотворении мира сильно отличается от мифа Гесиода, в котором боги создали несколько поколений людей. Более того, резкие различия между мифами о сотворении мира Гесиода и орфизма можно рассматривать как разницу между мифологической поэмой и религией. Орфический миф о сотворении мира призван объяснить обряды и практики религии, тогда как Теогония это поэтическое повествование.

Чем отличаются эти мифы о сотворении мира?

Олимп. Битва гигантов , Франсиско Байеу , 1768, через Museo Nacional del Prado
Олимп. Битва гигантов , Франсиско Байеу , 1768, через Museo Nacional del Prado

Религия в Древней Греции представляла собой совокупность сект, практик и верований, которые имели пересекающиеся божества и мифы. По мере того, как приходили и уходили новые влияния, божества и истории входили в греческий канон и создавали контрастирующие мифы. Различия между тремя мифами о сотворении мира и различными другими, обнаруженными в Древней Греции, можно объяснить отсутствием единой религии или источника