Найти в Дзене
История разведки

Алексей Козлов – единственный разведчик-нелегал, которого после обмена вновь направили за границу на боевую работу

Оглавление

Иногда непосвященным обмен кажется совсем неравнозначным. Так произошло в 1982 году, когда одного нашего разведчика обменяли на 11 человек. Этим разведчиком был Алексей Михайлович Козлов.

В 1977 году Центр направил его в ЮАР с задачей выяснить, если там ядерное оружие.

-2

Разведчик работал под легендой директора фабрики химчистки - немца Отто Шмидта. Арестовали Козлова в 1980 году прямо в аэропорту, когда он по коммерческим делам возвращался в ЮАР. Выдал его Олег Гордиевский.

Когда Козлова взяли, он потребовал западногерманского консула. Немцы действительно приехали, правда, не из консульства, а из разведки. Они сказали Козлову, сейчас мы вам покажем несколько любопытных фотографий. Козлов, берет одну из них и переворачивает, а там на немецком написано А. N. Kozlov. Тут он все понял и спокойно произнес фразу: «Да, я полковник советской разведки Алексей Козлов и больше я вам ничего не скажу».

В Претории, в одиночной камере тюрьмы, он провел около двух лет. Его били, не давали спать, склоняли к сотрудничеству.

В Центре долгих полгода ничего не знали о судьбе Алексея Козлова. Однако все тайное, как говориться, когда-то становится явным. Официально Козлов был западным немцем, поэтому протоколы допросов отправляли в ФРГ. Источник Штази передал эту информацию своему руководству и оттуда она поступила в Москву.

Центр стал готовиться к обмену Козлова

Первоначально ситуация была, прямо скажем, патовая. У Советского Союза с ЮАР в то время никаких дипломатических отношений не было. В этом обмене самым сложным стал выбор, кого предложить южноафриканской стороне. Рассекреченных разведчиков из ЮАР у нас не было.

И тут, очень вовремя, нашелся офицер южноафриканской армии, который попал в плен во время гражданской войны в Анголе. Там действовали и кубинские вооруженные формирования. Вот кубинские коммандос по просьбе нашей разведки и захватили в плен офицера ЮАР. Он никак не мог понять, как оказался в ГДР, и что это за обмен такой ему предстоит.

Центр учел связи Великобритании с ЮАР и сумел достичь договоренность об обмене Козлова. Правда, за него потребовали освободить 10 шпионов из стран НАТО, арестованных в разное время в ГДР и Советском Союзе

Центр стал готовить операцию обмена. При этом предусматривались разные варианты, вплоть до примера, взятого с Израиля, который сумел выкрасть военного преступника из Латинской Америки, а из Франции угнать ракетные катера.

Была еще одна трудность. Дело в том, что в ходе обмена требовалось опознать Козлова, а он после пыток в южноафриканской тюрьме похудел на 25 килограмм. Когда на него надели костюм, который был на нем при аресте, он повис как на вешалке. Пришлось купить ему новую одежду.

Тем не менее, в мае 1982 года обмен на территории Германии успешно состоялся. Для него был выбран один из КПП на границе ФРГ и ГДР. Из вещей у Козлова был пластиковый пакет, в котором лежала подаренная заключенными машинка для свертывания сигарет, брезентовый ремень из тюремной робы и кусок мыла, воняющий карболкой.

Разведчик после обмена вернулся домой. Что было потом

Конечно, такие нелегалы как Абель или Молодый, уже не могли отправиться на работу за рубеж. Они преподавали тем, кто был готов пойти по их стопам. Молодый однажды рассказал своей жене Гале, что очень хотел бы вернуться в нелегальную разведку и даже готов для этого сделать пластическую операцию. У него было слабое сердце и он умер, не дожив даже до пятидесяти.

Иначе сложилась судьба у Алексея Козлова. Он стал единственным разведчиком в истории мировой нелегальной разведки, который после провала сумел вновь вернуться на службу в прежнем качестве. Тогда не было биометрического контроля и его вновь направили поработать нелегалом в других странах, подальше от ЮАР.

За побег полковника Гордиевского наказали дюжину офицеров КГБ