Найти в Дзене
Добро.Медиа

Не только «да» и «нет»: что ни в коем случае нельзя говорить мошенникам и как защититься от аферистов

Оглавление

Аферисты начали использовать нейросети, чтобы копировать голос собеседника. Что нельзя говорить мошенникам, чтобы не попасть в ловушку? Разобрались в вопросе вместе с учёным-криминалистом.

   Фото: Lori
Фото: Lori

Злоумышленники могут использовать голос человека для разговора с его родственниками. Например, сгенерировать сообщение с просьбой срочно перевести деньги. Или повторить слово «да», когда понадобится согласие на кредит. Чтобы себя обезопасить, нужно знать, что нельзя говорить мошенникам.

Юристы и правоохранители подчёркивают: лучше всего просто не вступать в диалог с предполагаемыми аферистами. Например, не брать трубку, когда звонок идёт с незнакомого номера, или установить определитель.

Если же беседа со злоумышленником началась, важно понимать, что голос может быть записан. Современным сервисам нужно несколько минут обработки, чтобы клонировать речь человека. Так аферисты смогут и согласиться на кредит по телефону от имени жертвы, и попросить её близких перечислить деньги.

Меньше говорите и внимательно слушайте

Учёный-криминалист, эксперт в области информационной безопасности Виталий Вехов объяснил: важно следить за тем, что вы сообщаете в беседе с неизвестными. Что нельзя говорить мошенникам? В первую очередь слова, которые используют для идентификации доступа к сервисам по биометрии.

«Речь идёт о выражении согласия и других подобных фраз: “да”, “нет”, “согласен”, “подтверждаю”. Их могут использовать, чтобы авторизоваться в банках или Госуслугах», – добавил Вехов.

В начале разговора вместо классического «да» можно сказать «алло», «слушаю» или даже невнятное «угу».

Эксперт уточнил: важно внимательно слушать, что говорит собеседник, но при этом не раскрывать персональные данные. Например, если злоумышленник обращается по имени и отчеству, попросите его назвать фамилию.

«В финансовых документах в полном формате отображены только имя и отчество, а фамилия – первой буквой. Если фамилию человек назвать не может и бросает трубку, то это был мошенник», – поделился лайфхаком специалист.

Что нельзя говорить мошенникам?

  • Слова, выражающие согласие или отрицание: «да», «нет», «согласен», «подтверждаю»
  • Любые персональные данные – от номера телефона до адреса
  • Информацию из документов: например, серию паспорта или СНИЛС
  • Коды из сообщений или уведомлений от приложений банков и Госуслуг
  • Любые данные банковской карты – даже срок действия.

Как защититься от мошенников – советы эксперта Виталия Вехова

  • Не принимайте звонки с незнакомых номеров, если не уверены в своей безопасности или нет необходимости
  • Не связывайте аккаунты в социальных сетях с платёжными сервисами и Госуслугами
  • Используйте для регистрации в разных сервисах дополнительные почтовые адреса, где не указаны ваши личные данные
  • Везде, где возможно, используйте двух- или даже трёхфакторную аутентификацию.

Ранее редакция Добро.Медиа писала, что мошенники крадут деньги у россиян через «Госуслуги».