Драму «Жил-был Петр», вышедшую посреди 1984 года, мало кто заметил, а критики назвали фильм слабым, причём сразу со всех сторон: не самым продуманным признали сценарий, а главные роли зачислили в актёрские неудачи исполнителей. Между тем, фильм задаёт любопытный вопрос, ответ на который каждый может поискать сам:
где заканчиваются непримиримость и принципиальность и начинаются твердолобость и своенравие?
А ещё многие подмечают любопытную деталь: имя главного героя, прямолинейного и никогда не отступающего от правды, — Пётр, что в переводе с древнегреческого означает «камень». Имя выбрано не случайно: это характеристика, многое говорящая о персонаже.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарий написал Евгений Григорьев, опытный и заслуженный мастер интересных многоплановых сюжетов. Его герой Пётр — ревизор в строительной сфере, прямолинейный человек, нетерпимый к нарушениям правил, который всегда стремится докопаться. Когда-то Пётр был детдомовцем, но потом его усыновил мужчина, ставший ему отцом. Увы, отношения разладились ещё в юношестве:
Пётр выдал отца, копившего деньги на ремонт крыши и заставил его потратить средства на облигации госзайма. Этого отец долго не мог простить сыну, а тот, чуть повзрослев, упорхнул из дома и много лет общался с отцом символически.
Зато с детства Пётр хранит дружбу с Володей и Иваном. Первый — писатель и вот-вот станет популярным, второй — капитан милиции. А ещё у Петра есть бывшая жена Маша и сын. Маша ушла от Петра из-за его чрезмерной увлечённости работой, но, похоже, между ними по-прежнему есть чувства, которые оба стараются тщательно спрятать. Рабочая жизнь Петра идёт своим чередом, но случается ЧП:
он вместе с Иваном и Володей слегка выпивают по поводу выхода новой книги Володи, а после на улице ввязываются в драку, спровоцированную молодыми хулиганами.
На первом этапе разруливает ситуацию Иван, но родственники юных наглецов просят мужчин быть снисходительными. На фоне этой истории и очередной разборки с Машей Пётр отправляется в деревню к отцу, но оказывается поздно: отца уже нет в живых. Возвратившись в город, Пётр должен будет решить ещё несколько проблем, включая ту самую, с дракой.
Для режиссёра Сергея Сычёва фильм «Жил-был Петр» стал второй полнометражной работой. Интересно, что и следующие две картины режиссёра будут выводить на первый план героев жёстких, неуступчивых, которые, однако, всё равно идут вперёд.
Главные роли получили Борис Невзоров (Пётр), Владимир Ивашов (Володя) и Борис Сморчков (Иван). Отмечу, что Бориса Невзорова озвучил коллега Игорь Ефимов, и в данном случае это дискомфортно. Хотя в общем преклоняюсь перед талантом Игоря Ефимова идеально подстраиваться под внешность и характер коллег. Но здесь что-то не срослось, на мой взгляд.
Ещё одна занимательная деталь: в сценарии конфликт Петра и отца представлен совсем иначе.
Задумка Евгения Григорьева была в другом: пионер Петя боролся с религиозными взглядами отца, за что и попал в детдом. И тут ещё яснее становится выбор имени героя как аллюзия на евангельского апостола.
Сам сценарист через одного из героев называет Петра «архангелом праведным» и «блаженным». Вот такие занимательные отсылки. Обращу внимание, кстати, что подобные рассуждения о герое родились не сегодня, об этом предлагала подискутировать рецензия на фильм, опубликованная в журнале «Искусство кино» в 1984 году.
Роль Маши, экс-жены Петра, сыграла Наталья Сайко, в роли его начальника — Василий Корзун, а в роли одного из хулиганов — начинающий актёр Александр Рахленко, сегодня активно снимающийся в сериалах и очень востребованный мастер дубляжа, подаривший русский голос массе голливудских знаменитостей.
В небольших эпизодах приятно было увидеть режиссёра и актёра Эдуарда Бочарова,
Петра Юрченкова и Владлена Бирюкова.
В прокат картину выпустили в июне 1984 года, но аудиторию она почти не привлекла. Кинокритики отнеслись к работе Сергея Сычёва пристрастно. Его упрекали в слишком примитивном прочтении сценарии, отказе от образности и даже некоторой притчевости, которая была в сценарии и проясняла, почему герой стал таким. Не оценили киноведы и игру актёров, но, в основном, потому, что им и нечего было играть - слишком уж поверхностной оказалась постановка.
Киновед Андрей Плахов, рассуждая о фильме «Жил-был Петр», писал, что режиссёр много утерял от замысла драматурга. Однако
«осталась «мораль»: за максимализм, за высший уровень требований, заданный Петром себе и окружающим, необходимо платить — и платить отчуждением, наступающим, по авторской логике, между героем и его друзьями, сыном, любимой женщиной, не говоря уж — ретроспективно — об отце».
А как вы думаете, всегда стоит придерживаться принципов или бывают ситуации, когда можно ими поступиться?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: