Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Детектив, где авторы официально объявили в розыск похищенный шедевр

Латвийский режиссёр Алоиз Бренч в кино начинал как талантливый документалист, но в историю вошёл как мастер остросюжетного кино. Его детективами и приключенческими картинами засматривалась страна, а семисерийный телефильм «Долгая дорога в дюнах» (1982), пусть и не детективный уже стал классикой. В 1978 году режиссёр снял необычную ленту «Ралли», в которой автоспорт сочетался с детективом, при этом в основе лежал реальный факт 35-летней давности:

в 1944 году отступающие из Риги фашисты похитили из Рижского художественного музея уникальную картину французского живописца Энгра «Рафаэль и Форнарина». После отправки в Германию следы шедевра затерялись, полотно так и не нашли.

В финале «Ралли» авторы обратились к зрителям с призывом содействовать возвращению похищенной картины. Увы, сегодня «Рафаэль и Форнарина» по-прежнему числятся в утерянных.

Кадр из фильма «Ралли»
Кадр из фильма «Ралли»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

В интервью журналу «Советский экран» Алоиз Бренч, тогда иэе прекрасно известный и опытный режиссёр, рассказал, почему он выбрал столь небанальный сюжет:

«Однажды я встретился с Андрисом Калнайсом, раллистом, мастером международного класса. Он мне сказал: «Почему ты всё время занимаешься поездами, тюрьмами? Сними картину об автогонщиках». Калнайс подал идею. И мы со сценаристом Колбергом стали думать, как приспособить авторалли к сюжету, над которым уже работали».

Андрис Колберг, латвийский писатель, автор детективов, уже дважды сотрудничал с Бренчем. Выпустив очередную ленту, он задумались о новой истории, в которой как раз и фигурировала картина Энгра. С подачи Андриса Калнайса концепцию скорректировали, и

в финальном варианте сценария главными героями стали автогонщики, участвующие в международных соревнованиях. Сами того не подозревая, спортсмены превратились в орудие в руках преступников.

Помимо детективной линии в ленте есть много реальных кадров с автопробегами и гонками, и в этих съёмках принял участие раллист Калнайс, фактически ставший соавтором Алоиза Бренча и Андриса Колберга.

Кадр из фильма. Гоночные «Жигули» с номером 33, тоже в каком-то смысле ставшие героем детектива
Кадр из фильма. Гоночные «Жигули» с номером 33, тоже в каком-то смысле ставшие героем детектива

Итак, советский автоэкипаж участвует в международном ралли. Маршрут проложен по территориям трёх стран: СССР, Польши и ГДР, а значит, гонщики не раз пересекут границу. В экипаже машины с номером 33 — Янис Лиепа, опытный и взрослый штурман, который всерьёз задумывается о завершении карьеры, и Гунар Грауд, молодой и горячий пилот, который не прочь рискнуть ради победы.

Кадр из фильма. Витаутас Томкус в роли Яниса и Роландс Загорскис в роли Гунара
Кадр из фильма. Витаутас Томкус в роли Яниса и Роландс Загорскис в роли Гунара

Мужчинам не всегда просто найти общий язык: Янис опирается на знания и мастерство, а Гунару важно утвердиться и показать, что он действительно отличный гонщик. Разногласия возникают у коллег и в странной и загадочной ситуации:

Гунар обнаруживает в машине тайник, а в нём — свёрнутое старинное полотно. Сразу же он обвиняет наставника в попытке контрабанды, но для Яниса это тоже удручающая новость: он уверен, что полотно и подкинули, чтобы подставить, ведь советский экипаж — в числе претендентов на победу, кроме того,

удачное выступление будет дополнительной рекламой советской автомарки «Жигули» (именно на этом авто Янис и Гунар участвуют в ралли).

Гунар предлагает сдать картину, Янис же полагает, что инцидент надо скрыть, иначе будет скандал и победы не видать. Настойчивый Гунар пытается отправить картину из Польши домой, но на почте отказывают: по правилам произведения искусств пересылать нельзя. Уже в ГДР он идёт в музей, где узнаёт правду об авторе и самом полотне.

Кадр из фильа. Гунар увидел в каталоге картину, которую нашёл в своей машине. По предварительной оценке директора музея она стоит 150 000 западных марок
Кадр из фильа. Гунар увидел в каталоге картину, которую нашёл в своей машине. По предварительной оценке директора музея она стоит 150 000 западных марок

Меж тем, за гонщиками уже следит полиция, а в какой-то момент на связь с ними выходит потенциальный покупатель. Спортсмены хотят обмануть злоумышленника, но сделка срывается, а затем происходит страшное —

Янис и Гунар попадают на трассе в катастрофу, подстроенную преступниками, получая крайне тяжёлые ранения. Машина разбита вдребезги, однако следователь, прибывший на место, выясняет, что её обыскивали до него.

Теперь нужно найти, куда ведут все нити.

Кадр из фильма. Витаутас Томкус и Роландс Загорскис
Кадр из фильма. Витаутас Томкус и Роландс Загорскис

Главные роли в фильме сыграли Витаутас Томкус (Янис) и Роландс Загорскис (Гунар). В русском варианте актёры говорят голосами Юрия Пузырёва и Алексея Сафонова соответственно. Роль преступника отошла Александру Белявскому.

Чрезвычайно странно, что актёр, сам будучи мастером озвучания, почему-то не смог озвучить героя,

это сделал Валентин Смирнитский.

Кадр из фильма. Александр Белявский
Кадр из фильма. Александр Белявский

Обратите внимание на сцену опознания героя Александра Белявского в полиции, которая моментально вызывает ассоциации с таким же эпизодом в чуть более позднем детективе «Место встречи изменить нельзя» (1979): Белявский уже выглядит Фоксом. Моя версия: артист не озвучил себя в «Ралли» потому, что начал сниматься у Говорухина и не мог приехатьь в Ригу из Одессы.

Кадр из фильма. Валентина Титова
Кадр из фильма. Валентина Титова

В других ролях Валентина Титова (переводчица, которую связывают давние романтические отношения с Янисом), Александр Вокач (администратор команды),

Кадр из фильма. Александр Вокач
Кадр из фильма. Александр Вокач

Эдуард Изотов, Паул Буткевич, Юрис Каминских, Улдис Думпис, Виктор Лоренц в роли покупателя картины.

В подготовке съёмок ралли принимали участие латвийские гонщики, они же дублировали актёров в ряде сцен. А поскольку была идея показать в ленте гонки, то Алоиз Бренч включил и документальные кадры с реального международного ралли «38 рейд польский», одного из этапов большого продолжительного соревнования за Кубок социалистических стран по автоспорту. В кадре — настоящие спортсмены и зрители, реальные гонки.

Реальными были и скорости: для самых медленных съёмок машины разгонялись до 15о км/ч, большую часть сцен сняли на скоростях 170-180 км/ч.

А ещё получился любопытный эпизод: гонщикам, дублировавшим актёров на машине рижской киностудии (всего в работе задействовали три машины, приписанных к киностудии), пришлось стать настоящими участниками соревнования. Алоиз Бренч в интервью описал эту историю:

«Мы поставили категорическое условие — не гнать, беречь наши машины. Но ребята не удержались!... Из 153 машин гонки закончили 40, из пяти советских — две, и одна наша, Рижской киностудии! Это Спрукт и Андрис Калнайс, подсказавший, если помните, идею «Ралли»».

Осенью 1979 года фильм стартовал во всесоюзном прокате, результат — почти 14 миллионов просмотров. Для Алоиза Бренча далеко не лучший, но в целом очень неплохой. Сразу после этой работы Алоиз Бренч приступил к телеэпопее с рабочим названием «Зелёные отмели», которая позднее и станет культовым телефильмом «Долгая дорога в дюнах », ну а потом будет и легендарный «Мираж» (1983).

А вы смотрели «Ралли»? Как думаете, чем завершилась автокатастрофа для Гунара, пилотом машины с номером 33 (из фильма это не очевидно)?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-9

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: