Скоро начало нового учебного года.
Самое время поговорить про ЕГЭ и про заветную сотню баллов на этом экзамене.
Здесь мы снова должны обратиться к схеме с уровнями подготовки.
Максимальный результат на ЕГЭ по математике показывают ученики, которые работают на двух уровнях: Высокобалльном и Перечневом.
Соответственно и стратегии подготовки соотносятся с этими уровнями.
Стратегия 1.
Ученик работает на Высокобалльном уровне.
Это значит, что у него не должно быть никаких проблем с задачами Джентльменского уровня и не должно быть дилеммы с выбором сложных задач для изучения – ему нужны они все и не важно в каком порядке.
С одной стороны, такая подготовка вроде ограничивается чисто ЕГЭ и не требует знания каких-то олимпиадных техник.
С другой стороны, та же последняя задача подразумевает знания из теории чисел. Поэтому волей-неволей придётся разбираться с некоторыми более специфическими методами.
Также полезно, чтобы не закостенеть среди схожих стандартизированных заданий, изредка посмотреть чуть дальше за ЕГЭ и точечно порешать какие-то посильные задачи из олимпиад второго эшелона.
Стратегия 2.
Здесь работа ведётся на Перечневом уровне.
То есть ученик имеет всю необходимую базу, а также силы и время для того, чтобы полноценно готовиться к перечневым олимпиадам.
ЕГЭ отходит на второй план и подготовка ведётся по всем темам, которые затрагиваются в олимпиадах.
Здесь ученик не только надеется на БВИ или какой-либо диплом, который может после подтверждения автоматически дать заветную сотню на ЕГЭ.
Полноценная олимпиадная подготовка значительно шире чисто ЕГЭшной и даёт гораздо больше знаний сверх.
После завершения олимпиадного сезона, даже если не удаётся занять какие-то места, за оставшиеся два месяца до ЕГЭ достаточно будет ознакомиться с форматом этого экзамена, посмотреть тонкости решения некоторых задач и нюансы их оформления, прорешать все типы экономических задач (она сделана под ЕГЭ и не имеет аналогов в олимпиадах) и, наконец, набить руку на типовых вариантах из сборников или из прошлых лет.
Этого в целом достаточно, чтобы бороться за высший балл на ЕГЭ.
Стратегия 3.
Это комбинированная стратегия, вбирающая в себя элементы двух предыдущих.
Обычно её используют те школьники, кто находится между Высокобалльным и Перечневым уровнем.
То есть ученик понимает, что полноценно бороться за высокие места на олимпиадах не получится, но он всё же хочет попробовать в них свои силы.
И при этом не хочется бросать подготовку к ЕГЭ, потому что с высокой вероятностью именно результат этого экзамена будет определяющим.
В таком случае, среди всех олимпиадных тем ученик выбирает для себя те, которые соотносятся с темами ЕГЭ и будут там полезны (традиционно много таких пересечений, например, в физтеховской олимпиаде).
Таким образом, с одной стороны, остаётся шанс зацепится за диплом какой-нибудь олимпиады. С другой стороны, всегда есть возможность быстро переключиться на подготовку к ЕГЭ.
По сути эту стратегию можно считать значительно усиленной подготовкой к ЕГЭ. Или же просто ограниченной подготовкой к олимпиадам.
Таким образом чуть ли не в каждой теме школьной программы можно выбрать разделы, которые следует изучать в зависимости от одной из трёх стратегий.
Например, в тригонометрии.
Если вы занимаетесь по первой ЕГЭшной стратегии, то нужно уметь решать задачи следующих подразделов:
а) сведение к квадратным уравнениям;
б) разложение на множители;
в) формулы двойного аргумента и понижение степени;
г) однородные уравнения;
д) отбор корней на круге и аналитически;
е) введение вспомогательного аргумента.
Для второй олимпиадной стратегии нужно ознакомиться с подразделами:
а) обратные тригонометрические функции;
б) тригонометрическая замена;
в) минимаксные задачи;
г) системы тригонометрических уравнений;
д) исследование тригонометрических функций.
Эти темы не встречаются на ЕГЭ и мало пригодятся для этого экзамена.
Для комбинированной стратегии:
а) преобразования сумм и произведений;
б) тригонометрические неравенства.
Для олимпиадников эти разделы обязательны.
И хотя таких задач в чистом виде на ЕГЭ не будет, их многим полезно прорешать, так как они позволяют укрепить в том числе и ЕГЭшные идеи.
Аналогично подобное разделение можно придумать и для других тем второй части ЕГЭ: стереометрии, планиметрии, параметров и теории чисел.
Теперь давайте посмотрим, в какую ловушку попадают ученики, которые не смогли правильно выбрать стратегию подготовки.
Допустим, некий крепкий ученик физмат класса задумывается о высоких баллах на ЕГЭ. Предположим, что у него есть для этого все предпосылки: неплохая школьная база и даже возможно какая-то кружковая подготовка. А может и вовсе дипломы олимпиад в 8-9 классах.
Он слышал, что лучшая стратегия для поступления в топовый вуз – это сразу готовиться к олимпиадам.
ЕГЭ вроде как халява и придуман для простых смертных, а ему судьбой предначертано взять диплом Перечня.
«Хочу сотку» превращается в «хочу БВИ».
Дальше он или добывает где-то (или сам придумывает) план самоподготовки, или просит у родителей нанять репетитора, или покупает курс от онлайн-школы.
И с какого-то момента (с середины 10 класса, с лета перед 11 классом или даже с сентября последнего школьного учебного года) начинает заниматься.
Поначалу всё может идти бодро. Фантазии о неминуемом успехе в олимпиадах подстёгивают и дают кредит мотивации.
Но через какое-то время первоначальный запал может иссякнуть. Обычно это случается, когда заканчиваются темы, которые он в целом как-то знал и в которых выезжал на полученном ранее багаже.
Дальше появляются новые разделы, в которые нужно вгрызаться. А мозг подсказывает, что олимпиады ещё не скоро, время для подготовки есть, поэтому разумно охладить пыл и не слишком торопиться.
И вот он уже где-то недорешал, где-то что-то недопонял.
Вроде движение есть, но подготовка всё равно идёт как-то тяжеловато.
Серьёзная подготовка предполагает в среднем по 2-3 часа самостоятельных занятий каждый день. А ученик уделяет этому по 2-3 часа каждую неделю. Понятно, что прогресс минимален.
Ученик и сам это в целом понимает. Но тешит себя иллюзией, что это же олимпиадная подготовка, а не хухры-мухры. Мол, даже такая подготовка покрывает в том числе и ЕГЭ. И раз он решает сложные задания, узнаёт секретные методы и приёмы и всё такое, то уж стандартного экзамена ему нечего бояться.
После отборочных туров, которые отсекают совсем уж случайных людей, он проходит дальше.
Ну как проходит...
Эти туры часто проводятся онлайн, поэтому всегда есть лазейки.
Пусть он и прорешал пару вариантов прошлых лет перед отбором, но на самом экзамене решил только первые утешительные задания. А по остальным он не стал заморачиваться и пошёл на специализированные каналы, где эти оброчные туры уже заранее разобрали.
Вот здесь должна была бы закрасться мысль, что может путь олимпиад слишком рискован для него...
Но не хочется бросать этот чемодан без ручки. Ведь он как-то готовился.
Например, честно решал комбинаторику. То есть всё же хочется эти знания как-то с пользой применить.
В итоге он переключается на следующую стратегию и пытается усидеть на двух стульях.
Теперь он работает с оглядкой на ЕГЭ и аккуратно выбирает темы скажем так «двойного назначения».
Функциональные уравнения, уравнения в целых числах, комбинаторную геометрию и проч. пока откладывает в сторону.
Он всё так же надеется зацепить диплом олимпиады хотя бы третьего уровня. И для этого теперь занимается не три часа в неделю, а целых пять.
Но и тут снова неудача. Лишь в одной олимпиаде он был на расстоянии одной задачи от призёра. В остальных как-то совсем глухо.
И вот после окончания олимпиадного сезона, вздохнув «по ЕГЭ, так по ЕГЭ», наш абитуриент переключается на общепризнанный трек.
И оказывается, что ему нужно прорешать не только предсказуемо незнакомые экономические задачи.
Тех усилий, которые он тратил на подготовку к олимпиадам (конечно, если это вообще можно назвать подготовкой), оказалось недостаточно ни для параметров, ни для планиметрии, ни для теории чисел. От трети до половины задач он вроде как знает как решать, но в каждой из этих тем ещё работать и работать. Да и в джентльменском наборе делает ошибки из-за незнания нюансов...
А времени уже почти нет.
Да, впереди есть ещё два месяца. Но проблемы ведь не только с математикой. Ещё и другие предметы надо подтягивать. А он-то изначально думал, что с БВИ не дойдёт до такого...
В итоге изначальные «хочу БВИ или как минимум сотку» трансформируются в итоговые 80-90 баллов на математике...
О других дисциплинах лучше и не вспоминать.
Эта история повторяется из года в год.
Поэтому старшеклассникам нужно знать про подобные кульбиты и честно оценивать свои ресурсы и возможности. Предупреждён значит вооружён.
А репетиторам, которые занимаются индивидуальной подготовкой нужно уметь распознать, насколько изначально выбранная стратегия соотносится с реалиями, поговорить с учеником и суметь вовремя переключиться.
Ну и второй момент, связанный со стратегиями подготовки именно на 100 баллов.
Перед началом учебного года на каналах онлайн-школ почти всегда появляются видео с якобы наиболее правильной стратегией подобной подготовки.
Мол, есть некая последовательность прохождения тем, которая позволяет набрать максимальный балл.
К сожалению (или к счастью) это не так.
Даже больше – если вам требуется такой «бесплатный полный гайд по ссылочке в описании», то у вас минимальные шансы набрать ровно сотку.
Подготовиться на как можно более высокие баллы – возможно. Максимум баллов – почти всегда нет.
Дело в том, что запрос на такую последовательность не возникает у учеников, которые уже находятся на Высокобалльном уровне, с которого они и движутся к реальным 100 баллам. Им безразлично в какой последовательности всё изучать, т.к. необходимые базовые знания у них уже есть.
И наконец то, про что вам не говорят люди, пытающиеся продать свои курсы ЕГЭ: подготовка на 100 баллов предполагает в какой-то степени частичный переход на Перечневый уровень. То есть для подобной цели так или иначе с какими-то олимпиадными задачами нужно будет сталкиваться. А про такие задачи на курсах вообще стараются не заикаться дабы не отпугнуть потенциальных покупателей.
Три стратегии стобалльника на ЕГЭ математике
19 августа 202419 авг 2024
396
8 мин
1