Отдел продаж помогает продавать то, что на самом деле часто и не нужно. В финансах, в том числе по брокерскому обслуживанию, последние годы менеджеры по продажам активизировались особенно. Пассивный доход, обгон инфляции, X10, на пенсию в 35, уход из найма, спи и богатей - чего только не предлагают потребителям.
Менеджеры часто рекомендуют не то, что нужно инвестору, а то, на чём менеджер может больше заработать. Агрессивный контент будет провоцировать на постоянные сделки, хотя опытные инвесторы, наоборот, рекомендуют поменьше суетиться. Мировой финансовый кризис 2007-2009 наглядно проявил, сколько было создано ненужных финансовых инструментов и сколько было проданных токсичных финансовых активов.
"Миссия - комиссия", а не долгосрочное благосостояние клиента. В экономической теории это классический конфликт интересов "принципала" (инвестор) и "агента" (брокер, финансовый консультант, персональный менеджер). У каждого игрока свои цели, часто антагонистические.
В такой среде навязываемых покупок гражданин может уходить в две крайности: сбережение вместо инвестиций (инфляция их съедает) или спекуляции вместо инвестиций (повышенные риски, потеря внимания и спокойствия, комиссия за сделки, азарт).
Финансовые консультанты "рисуют" заоблачные годовые проценты, хотя на длинном горизонте мало кто умудряется опередить рынок. В своё время Баффет заключил пари на 10 лет, что хеджфонды не обгонять простой индекс. Он победил. Если честно проанализировать консультантов от современных брокеров, то результаты могут быть также неутешительными, но они давят на инвестора своим авторитетом, корочками, сертификатами, терминологией.
Ранее мы уже писали, как один из основных инфлуэнсеров "Тинькофф Инвестиций" показал убыток в 35% на растущем рынке (когда все заработали). Примеров таких ещё много.
Мне часто пишут и звонят такие менеджеры по продажам. Но это похоже на то, как коллекторы приходят к Фёдору Емельяненко. По факту они мало, что знают, не несут рисков, не преследуют интересы инвестора. Вот, например, разве менеджер по продажам отговорит от покупки?! А вот независимый консультант может сказать "не покупайте на эмоциях, вам это не нужно, откажитесь от покупки". Например, разве продавец БАДа способен отговорить от покупки клиента, а намекнуть про движение, работу со стрессами, ограничение на запуск чего-то в рот и т. д.?