Приветствую! 👋
Небольшое отступление до начала статьи. Позавчера опубликовала пост в Дзене на тему "TikTik против Роспатента", но алгоритмы не хотят показывать его в ленте (почти показов и просмотров). А мне очень важно Ваше мнение на опрос, который я там подготовила. Поэтому, если не сложно, посмотрите ее и поучаствуйте в опросе. Очень интересно, кто же все-таки прав?
Наука и образование – двигатель прогресса, поэтому свободное копирование произведений в случаях, которые мы сегодня разберем, направлено на недопущение какого-либо торможения развития общества.
📌 Снова разделим материал на две части по субъектам, которые могут создавать такие копии:
🔷 1) Общедоступные библиотеки и архивы;
🔷 2) Образовательные организации.
📌 Общедоступные библиотеки и архивы
📃 П. 5 ст. 1275 ГК РФ:
Общедоступные библиотеки, а также архивы, доступ к архивным документам которых не ограничен, вправе создавать в единственном экземпляре и предоставлять копии отдельных статей и малообъемных произведений, опубликованных в сборниках, газетах и других периодических печатных изданиях, коротких отрывков из иных опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) по запросам граждан для научных и образовательных целей.
❓ Разбираем – кто может копировать?
- - общедоступные библиотеки;
- - архивы, доступ к архивным документам которых не ограничен.
❓ Что могут делать?
🔷 Создавать в единственном экземпляре и предоставлять копии произведений.
💬 Здесь нужно обратить особое внимание. Когда мы разбирали свободное создание единичных копий произведений библиотеками и архивами, то видели там фразу «единичных копий». Я уточняла, что «единичные копии» не равно «единственный экземпляр», поэтому в той ситуации может быть сделано несколько экземпляров.
❗️ В данном же случае указан именно «единственный экземпляр», то есть только одна копия.
При этом копия может быть сделана как на бумажном носителе, так в любой электронной форме (фотография, скан и т.п.).
❓ Какие произведения?
Отдельные статьи и малообъемные произведения, опубликованные в сборниках, газетах и других периодических печатных изданиях, коротких отрывков из иных опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций).
📍 При условиях:
1) у библиотек и архивов не должно быть цели извлечения прибыли (это не означает, что они не могут брать определенную плату за изготовление копий, но такая плата должна лишь покрывать их необходимые расходы);
2) копия произведения должна содержать указание имени автора и источника заимствования;
3) копия может быть изготовлена только на основании запроса гражданина;
4) и исключительно для научных и образовательных целей.
📌 Теперь к образовательным организациям
Образовательные организации вправе свободно создавать копии произведения для предоставления обучающимся и педагогическим работникам для проведения экзаменов, аудиторных занятий и самостоятельной подготовки (п. 6 ст. 1275 ГК РФ).
Под образовательной организацией ФЗ N 273 от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (п. 18 ст. 2) понимает некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
📝 Условия, при которых допускаются действия образовательных организаций по созданию копий произведений, аналогичны предусмотренным для копирования общедоступными библиотеками и архивами, поэтому еще раз перечислять не будем.
❗️ НО! Количество изготавливаемых копий не ограничивается одним экземпляром.
Напротив, в п. 6 ст. 1275 ГК РФ указано, что образовательные организации могут создавать такие копии в количествах, необходимых для тех целей, в которых они создаются (например, по числу учащихся в классе или в студенческой группе, что является вполне логичным).
Всем прекрасного настроения! ✨
Если есть какие-то вопросы, предложения, уточнения - пишите в комментариях! 💫
Буду безмерно рада лайкам и подпискам 😊
Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке или через QR-код ниже:
📞 Подписывайтесь также на другие мои соцсети: