Знаете ли вы, что сейчас настолько все удобно, что кредит можно взять онлайн, без обеспечения и более того… без вашего ведома. Подробно о том, как выглядит схема мошенничества, когда на меня хотели оформить кредит, рассказываю в этой статье.
Поскольку о такой схеме я еще не слышала, важно предупредить, как можно большее количество людей. Поделитесь с вашими близкими: защищен - вооружен.
Начну с самого начала, чтобы было понятно, откуда мошенники могут узнать ваши данные, даже если они, казалось бы, хорошо защищены. Наша компания вносила изменения в свои данные и зарегистрировала изменения в налоговой. Как только пришло уведомление о том, что прошла регистрация нашего заявления об изменениях, поступил звонок:
«Здравствуйте. Вас беспокоят из архива МФЦ. К нам поступило письмо, которое вы не получили. Я хочу его Вам перенаправить. Вам сейчас придет на почту сообщение с номером. Это исходящий номер письма. Сообщите мне его, пожалуйста. Мне этот номер нужно проставить в программе, чтобы я могла Вам отправить письмо».
Сама я была в состоянии «глубоко погружения» в свою работу – писала сложный отзыв. Поэтому даже не сразу сообразила, о чем меня спрашивают. Кстати, мошенники всегда звонят в разгар рабочего дня, тогда, когда вы максимально заняты и можете сказать код на автомате, не задумываясь.
Скажу честно, я положила трубку, мне не захотелось разбираться, я была занята, благо у меня есть привычка делать только одно дело. Если я пишу важный документ, то не переключаю мозг, чтобы подумать о том, кто мне звонит и зачем. «Займусь этим потом» - подумала я, НО…
Меня набрали тут же еще раз. Дальше просто изложу диалог.
МИ: Срочно!!! Вам же пришла смс – нам нужно присвоить номер.
Я: Минуточку. Представьтесь, пожалуйста. О каком архиве идет речь? Где он находится?
МИ: МарьИвановна (условно). МЦФ. В центре.
Я: В каком центре?
МИ: На Вознесенской.
Я: Что за письмо?
МИ: Из налоговой…
Читаю смс и вижу, что речь идет о регистрации на сайте. Только после этого окончательно «вынырнула» головой из работы и начала понимать, что меня сейчас регистрируют на каком-то сайте, а значит речь идет о разводе. К слову, после моего третьего вопроса терпение МарьИвановны начало потихоньку заканчиваться, тон стал требовательным и раздражительным, будто я глупая и не понимаю простых вещей. Меня стали торопить.
Я: Но в смс идет речь о регистрации на сайте? Кто вы?
МИ: Вы что не понимаете? Номер нужно срочно присвоить, а то письмо пропадет.
Я положила трубку.
Я посмотрела внимательно на смс, где меня хотели зарегистрировать? FinFive/Fin5 - сайт про займы.
Как происходит мошенничество по телефону? Как мошенники берут кредит на ваше имя по телефону:
Вам звонят и говорят, что нужно дослать какие-то документы, а для этого нужен код. Обычно код вам приходит в виде смс. Вы в режиме звонка даже не можете вникнуть, что это за код, и просто диктуете номер. При этом вас торопят: нужно быстрее, код действует одну минуту. На самом деле вам просто не дают подумать.
Что происходит, когда вы сказали код из смс? Вас регистрируют на сайте микрозаймов, и вы становитесь плательщиком кредита, правда деньги поступают не вам, и вы о нем можете не узнать долгое время, пока не начнут поступать звонки коллекторов.
Скажу честно, я сама немного опешила. Когда погружена в работу, не сразу могу включиться в диалог. Тем более , что сложный, детальный и подробный отзыв писала уже два часа, с полным погружением в мельчайшие детали и подробности. Поэтому я задавала «тупые» вопросы, так я заставляла свой мозг «включиться» в разговор и понять, кто это и что от меня хотят.
Помните, что в дальнейшем крайне сложно «избавлять» жертв мошенников от таких кредитов. Ведь код, который вам приходит, вы говорите сами.
Код в смс - это что-то вроде вашей подписи. Многие не до конца понимают важность этих смс-ок с цифрами, которые приходят вам. До этого я писала статью о том, что такое договор-оферта. Почитайте его здесь.
Ваш телефон и ваша почта - это не просто набор цифр и букв. В наше время - это инструмент подтверждения вашей личности и вашего согласия. Для подписания договора займа достаточно кода, который вы продиктуете. Поэтому прежде, чем сообщать кому-либо коды из смс, полностью на 100% включитесь в разговор, и представьте, что вы подписываете вашей рукой документ, какой он? Что в нем написано?
Внимательно читайте само сообщение, часто глаза видят только код, ведь вас застали врасплох, вы заняты, и вам некогда вдумываться. На то и расчет. Ввести код нужно срочно прямо сейчас, иначе все сгорит, пропадет, больше шанса не будет. Если вы слышите такие слова, 99% это мошенники.
Также, знаю случай, когда людям звонили сразу после изменения пароля или регистрации на Госуслугах. Мошенники звонят тут же и говорят, что нужно подтвердить вашу личность через код из смс. На самом деле, они пытаются делать вход в ваши госуслуги, и им нужен код из смс, который приходит на ваш номер. Имея доступ к вашим Госуслугам, мошенники могут зайти на другие сайты, в том числе на сайты кредитных организаций.
Итого, вид мошенничества, когда вам приходит смс из Госуслуг, налоговой или МФЦ:
- Вам звонит «сотрудник» архива или безопасности банка, МФЦ, Госуслуг, налоговой и т.п.
- Говорит, что вам должно прийти очень важное письмо из очень важных структур, но для этого нужно пройти регистрацию.
- Вам приходит смс, вы его диктуете.
- Всё. Этого достаточно, чтобы мошенники оформили на вас микрозайм.
Да, вот так просто.
А вдруг это правда сотрудник Госуслуг или МФЦ?
Как проверить, вам звонят мошенники или действительно сотрудники ведомств? Делюсь алгоритмом, который проделала сама:
- Кто-то просит код, который пришел на вашу почту или телефон.
- Тут же выходим из диалога: вешаем трубку, нажимаем на красную трубку.
Заходим на официальный сайт ведомства, находим телефон колл-центра. Звоним по нему. Например, номера колл центров ведомств, которыми чаще всего представляются мошенники:
Центр поддержки Госуслуг 8 800 100 70 10, короткий номер с мобильных телефонов 115
Единого Контакт-центра ФНС России 8 800-222-2222
Сбербанк - номер 900
3. Когда вы звоните на телефон колл-центра, вам ответит автоответчик, если есть вариант «сообщить о мошенничестве», выбираем его. Если нет - ждем связи с оператором.
4. Опишите подробно, что вам говорили, как представились, с какого номера звонили. Если это действительно сотрудники ведомства, вас переведут на ответственного сотрудника.
Будьте внимательны, никогда не сообщайте по телефону никакие коды, пароли и данные ваших карт, если вы не понимаете на 100% с кем говорите и что прямо сейчас подписываете.
Берегите себя и ваших близких. Расскажите им об этом случае, или просто отправьте ссылку на статью.