Публичная оферта. Случай из практики. Автопром.
Одну из публичных оферт мы уже разобрали в предыдущем посте. Недавно столкнулась еще с одним шедевром послепродажного сервиса автомобиля по оферте. Разберем, что такое оферта, зачем она нужна и можно ли вернуть деньги за подписку на годовое обслуживание машины в автосервисе.
Сначала пример из моей практики. Клиент приобрел по Договору купли-продажи транспортное средство, простыми словами человек купил машину. Одновременно с приобретением т/с ему была навязана услуга – оказание услуг Прайм эксперт –VIP. Это услуги, смысл которых сводится к тому, что они готовы предоставить технических специалистов в любом регионе РФ в случае необходимости для проведения ремонтных работ, не требующих много времени. Т.е. экспресс - ремонт.
Заявление о присоединении к условиям Договора публичной оферты об оказании услуг Прайм эксперт- VIP было составлено менеджером компании-Продавца при продаже а/м, Клиент только подписался. Заявление при этом составлено в адрес компании-Продавца. В преамбуле заявления есть ссылка на Договор публичной оферты об оказании услуг, размещенной в сети Интернет по адресу: https:…./offers. При этом по указанной ссылке была размещена Оферта Третьего лица, не имеющего отношения к компании-Продавцу. Об этом Клиент узнал уже дома, когда решил ознакомиться с офертой и перешел по ссылке. Непосредственно при подписании договора купли- продажи разъяснения по услуге Прайм эксперт- VIP, что это такое, как пользоваться и какие услуги входят в обслуживание, Клиенту предоставлены не были. Более того, Клиент настаивал на том, что услуга была навязана. После того, как Клиент внимательно прочитал условия оферты интерес к услуге был утерян.
Пункт 1 статьи 10 закона о Защите прав потребителей гласит: “Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации”. В пункте 2 указанной статьи содержится перечень информации, которая должна быть доведена до Потребителя, а в пункте 3 – способ, как эта информация должна дойти до потребителя..
Мы направили в адрес Продавца претензию с указанием вышеописанных несоответствий. А именно то, что по данной услуге своевременно и нужным способом информацию до потребителя не донесли, т.е. предоставили выбор без выбора. Решить вопрос в досудебном порядке не удалось, несмотря на то, что Клиент требовал только возврат денежных средств, потраченных им на приобретение услуг Прайм эксперт –VIP. Причем обратились мы с претензией до истечения первого месяца обслуживания, и сервисом Клиент не воспользовался.
Итак, ситуация. Есть годовое обслуживание, проданное по оферте, без объяснений что это и как этим пользоваться. Есть Покупатель, который не воспользовался услугой и в течение первого месяца составил претензию на возврат. Почему вернуть деньги по этому договору было непросто?
Разберем Публичную оферту.
Для начала - кратко основные положения. Обратимся к Википедии.
Офе́рта (лат. offero — предлагаю) — предложение о заключении сделки, в котором изложены существенные условия договора, адресованное определенному лицу, ограниченному или неограниченному кругу лиц. Если получатель (адресат) принимает оферту (выражает согласие, акцептует ее), это означает заключение между сторонами предложенного договора на оговоренных в оферте условиях. Оферта может быть письменной или устной.
Согласно статьям 440, 441 Гражданского кодекса РФ договор считается заключённым после того, как лицо, направившее оферту, получает согласие (акцепт). Статья 158 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает, что согласие на сделку может следовать из поступков стороны, направленных на реализацию сделки (конклюдентные действия), даже если не было явных заявлений о воле принять условия оферты. Например, факт посадки в общественный транспорт свидетельствует о желании ехать и приемлемости описанных условий оказания транспортных услуг (маршрут, цена), что автоматически обязывает пассажира оплатить проезд.
Т.е. по простому, это предложение купить что-то по определенным условиям и определенной цене.
Рассмотрим нашу оферту под лупой дотошного юриста.
Один из пунктов договора содержит следующее: «Продавец вправе предоставить скидку к цене ТС при приобретении ТС по программе «Кредит», «Заводская скидка», «Трейд ин», скидка «Прайм». В случае получения скидки, но при расторжении в дальнейшем кредитного договора, либо договора трейд- ин Покупатель обязан вернуть Продавцу сумму скидки по программе «Кредит», «Заводская скидка», «Трейд ин», скидка «Прайм» предоставленный по условиям спецификации, в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты расторжения вышеуказанных договоров.
Обращаю внимание. Отказ от услуги «Техническая помощь на дорогах» в перечень оснований к возврату Покупателем скидки не включен.
Еще один интересный момент…
Тем не менее возврат денежных средств за оплаченный Сертификат предусмотрен самой офертой: «В случае, если Абонентом заявлено о расторжении Договора в одностороннем порядке, ранее внесенный Абонентский платеж подлежит возврату в следующем порядке: 1) В связи с тем, что в первый Абонентский период Абоненту доступен к заказу больший перечень работ (услуг) по сравнению с остальными Абонентскими периодами в случае, если Абонентом заявлено о расторжении в первый Абонентский период, возврату Абоненту подлежит сумма, равная 10 % от Абонентского платежа, поскольку стоимость первого Абонентского периода Стороны признают в размере 90 % Абонентского платежа».
Повторю ситуацию - Клиент услугами не воспользовался. А договор оферты составлен таким образом, что первый месяц обслуживания стоил 90% от всей стоимости услуги.
Однако, Суд счел возможным поделить абонентскую плату на 12 частей и взыскать 1/12 с Клиента, что как минимум гуманнее, чем удержание 90% от стоимости, согласитесь. Мы требовали полного возврата, но Суд аргументировал свой вывод тем, что у клиента была возможность воспользоваться услугой. Ну и плюс – в оферте есть ссылка на статью 429.4 ГК РФ.
Кстати, после нашего иска в суд Продавец изменил условия оферты. Теперь стоимость за первый месяц - 30% от всей стоимости услуги, ну хоть не 90% и на том спасибо..
Ну и напоследок… Помимо возмещения стоимости услуг, мы требовали компенсацию - моральный ущерб. Ведь Продавец мог решить все полюбовно после получения претензии, и не дошло бы до Суда. При рассмотрении дела в суде Продавец попросил снизить компенсацию, сославшись на ст. 333 ГК РФ.
Но, пунктом 6 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрен размер штрафа в пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, снижение размера штрафа не предусмотрено. Норма носит императивный характер.
Т.е. Продавец снизил компенсацию за моральный ущерб, но от штрафа уйти не удалось. Мы с Клиентом были готовы к такому повороту, благодаря его доверию и терпению, у меня была вся нужная информация для суда.
Результат: взыскана сумма, в 1,5 превышающая требуемую до суда в претензии.
Итого, если вы представитель бизнеса - проверяйте документы и не пользуйтесь скачанными из интернета офертами, там может быть написано совсем не то, что нужно вам.
Если вы покупатель, и услуга дорогостоящая, а не 500 руб. за носки на Озоне, не поленитесь и прочитайте внимательно условия оказания услуги, которые прописаны в оферте. Там должны быть указаны все детали, поставщики, партнеры, сервисы, полный перечень услуг, как состав у колбасы. И если у вас нет претензий и вопросов - подписание оферты означает ваше согласие на Договор купли-продажи даже без вашей подписи.