Выпускник МАИ Александр Мельничук основал компанию «Лидер Аэро — Цифровые авиационные решения», которая специализируется на разработке программного обеспечения для авиационной отрасли. Одно из их ключевых направлений - разработка ПО для электронных полётных планшетов, которое автоматизирует расчет взлетно-посадочных характеристик (ВПХ) самолетов.
Это решение призвано повысить безопасность и экономическую эффективность эксплуатации воздушных судов, что особенно актуально в свете статистики, свидетельствующей о том, что более 40% инцидентов в гражданской авиации происходят именно во время взлета и посадки.
Несмотря на то, что эти этапы занимают всего 2% от общего времени полета, их важность для безопасности неоспорима. Традиционно, расчет ВПХ на российских самолетах проводился вручную с использованием справочников, что требовало значительного времени и было подвержено человеческим ошибкам.
В то же время, на зарубежных воздушных судах уже с начала 2000-х годов используются встроенные системы EFB (Electronic Flight Bag) и портативные системы на базе электронных планшетов с ПО для автоматического расчета ВПХ.
Разработка ПО «Лидер Аэро» - это первый подобный проект, реализованный для российских воздушных судов. Его ключевое преимущество перед зарубежными аналогами - универсальность. Система способна работать с любым типом и производителем воздушного судна, включая вертолеты, в отличие от зарубежных систем, привязанных к определенным моделям.
Кроме того, разработчики учли важность учета специфических правил авиакомпаний, которые могут оказывать значительное влияние на ВПХ. Для этого в ПО внедрена технология экспертных систем, которая позволяет учитывать специфические требования каждой авиакомпании. Это делает ПО "Лидер Аэро" более гибким и адаптивным к различным условиям эксплуатации.
Разработка проекта началась в 2016 году, и уже первые тесты на самолетах типа Ту-204 показали высокую эффективность и точность системы. В настоящее время проводится тестовая эксплуатация ПО, которая позволит отладить систему и подготовить ее к широкому внедрению.
Автоматизация расчета ВПХ имеет ряд несомненных преимуществ:
повышение безопасности полетов
снижение риска ошибок человеческого фактора за счет автоматизации расчетов и учета всех необходимых параметров
Экономическая эффективность
сокращение времени на подготовку к вылету, оптимизация расхода топлива и повышение точности планирования полетов
Улучшение качества управления полетами - более точная информация о ВПХ позволяет принять более эффективные решения по управлению полетами и обеспечить более плавную и безопасную эксплуатацию воздушных судов.
Программное обеспечение "Лидер Аэро" существенно сокращает время, необходимое для выполнения вычислений по взлётно-посадочным характеристикам, с 20-30 минут до 1-2 минут.
Благодаря этой системе, улучшается экономическая эффективность за счёт более точного определения допустимой взлётной массы, что позволяет брать на борт дополнительный груз. Кроме того, система определяет возможность выполнения взлёта на пониженной тяге, что способствует экономии ресурсов двигателей.
В различных авиакомпаниях России в настоящее время проводят тесты на компьютерной системе «Лидер Аэро», которая поддерживает Ту-204, Ту-214 и SSJ100. Будущие планы включают в себя не только расширение списка воздушных судов, но и разработку программного обеспечения для отечественных операционных систем.
Разработка ПО "Лидер Аэро" - это яркий пример того, как современные технологии могут решить актуальные задачи в области авиационной безопасности и эффективности. Данное ПО имеет потенциал стать ключевым элементом в эволюции авиационной индустрии в России и позволить вывести отечественную авиацию на новый уровень безопасности и эффективности.