1. Мама никогда не критикует ребенка
Для каждой мамы ее малыш — самый лучший. Это нормально, но не нужно не забывать о том, что ребенку в какой-то момент все равно придется столкнуться с реальностью. И тогда понадобится самому решать трудности. Но как, если опыта нет?
Например, после неудачного выступления на сцене мама говорит:
«Сынок, ты все равно самый лучший! Это виноват педагог, коллектив, обстановка и пр.» Важно уметь мыслить разумно и помочь ребенку сформировать правильное отношение к тому, что иногда в жизни что-то не получается. Не стоит считать неудачи концом света или искать крайних. Постарайтесь вместе разобрать ситуацию, найдите ошибки и пути их исправления. Да, порой для результата нужно приложить много усилий. Это нормально. Так воспитывается характер.
2. Родители навязывают ребенку слишком много секций и кружков
Вокруг так много говорят о необходимости развивать ребенка, что порой родители считают: чем больше секций посещает ребенок, тем лучше. В результате малыш ходит на танцы, английский, в бассейн, «школу юных дарований» и пр. Современные дети не успевают ничего захотеть — их отводят на развивайки раньше, чем у ребенка сформируется мотивация.
От большого количества занятий у ребенка развивается перегруз психики, который естественным образом вызывает нежелание заниматься вообще. В будущем это приводит к «перегоранию», когда ребенок ничего не хочет.
Если ваш сын или дочь с трудом просыпается, капризничает, проявляет агрессию — стоит снизить нагрузку и сделать упор на то, чего хочет сам ребенок. Детям важно играть. Так устроена их психика. При этом свободная игра и обучение в игровой форме — это разные вещи.
Современные педагоги и психологи считают, что не стоит отменять все дополнительные занятия. Однако важен баланс и желание ребенка. В 2-3 года это может быть 1-2 дополнительных занятия в неделю. В 3-4 года допустимо больше, но даже в подростковом возрасте их должно быть не более 4-х в неделю. Иначе рискуете получить перегруз, который в будущем выльется в то, что ребенок вообще ничего не за хочет делать, считая лень наилучшим занятием.
3. Родители стремятся дать ребенку все самое лучшее, порой жертвуя своей жизнью
"Я не ходила на фитнес, не ходила в кафе с подругами, встречала из школы, готовила обеды с собой. Я делала для ребенка все! Почему же он вырос лентяем?" Это сложный вопрос, ведь так хочется, чтобы малыш был счастлив.
Вместо того чтобы оплачивать лучшие кружки и секции, покупать без меры дорогие игрушки и постоянно развлекать в игровых центрах, подумайте вот о чем:
- Умеет ли ваш ребенок справляться с трудностями, когда вас нет рядом?
- Не одеваете ли вы его по инерции до 3-4 лет (так быстрее)?
- Ест ли он сам или вы бегаете за крохой с ложкой (не давая даже ощутить голод)?
- Умеет ли ребенок договариваться со сверстниками в случае конфликтов или мама (или папа) всегда заступаются?
Мы так любим детей, что пытаемся дать им все самое лучшее, даже не спрашивая, а оно им надо? Дети живут жизнью родителей, и внутри растет протест, который позже находит выход в том, что ребенок не хочет заниматься деятельностью, которую ему так долго навязывали: учиться в лучшей школе, читать, заниматься спортом и пр.
Физическое и психическое здоровье, да и просто комфорт родителей важны для ребенка. Это дает вам ресурс для жизни и правильного воспитания. Не отдавайте все вкусняшки ребенку, съешьте их вместе.
Профилактика лени у ребенка
- Чтобы ребенок вырос сильной личностью, мог брать на себя ответственность и сам решать проблемы, не стремитесь к гиперопеке. Очень незаметны переходы от фраз «Миша стесняется попросить уступить место на качели, дайте ему, пожалуйста» до «возьмите Мишеньку на работу, он умный, стрессоустойчивый и ответственный!»
- Внимательно слушайте ребенка. Активное слушание помогает понять, что мешает ребенку, чего он хочет и в каком направлении у него есть способности. Искренне интересуйтесь его делами, серьезно относитесь к размышлениям и позволяйте выбирать деятельность. Не стремитесь жить за ребенка его жизнь. Это не дает результата и приносит много вреда, ведь тогда мама перестает жить свою жизнь, а ребенок так и не получает важного жизненного опыта и в будущем сам не знает, чего хочет.
- Привлекайте к домашним делам. В идеале, как только научится ходить. Начните с простого: «давай уберем игрушки», «поставим стирку» и «покормим кота». Вы не украдете у ребенка детство, наоборот — обратите внимание, как 2-3 летние дети стремятся, пусть и неуклюже, мыть посуду или готовить с мамой обед.
— Машенька, иди поиграй, я сама помою пол, все равно нормально не сделаешь, — говорит мама.
И Маша послушно идет делать то, что ей сказали. Тем более что нормально у нее все равно не получится. Так зачем стараться? А так хотелось сделать что-то самой…
Да, возможно, после такой «уборки» придется дольше наводить порядок, зато в будущем умение делать домашние дела будет для ребенка естественным навыком, а не тяжким трудом. Это не приходит само, а воспитывается мамой и папой.
Вот кроха сам пытается заправить свою постель, кое-как несет тарелку к раковине, размазывает тряпочкой пыль и пр. Хвалите малыша даже за самые маленькие успехи. Подчеркивайте значимость его деятельности и приучайте к труду. Детям важно слышать похвалу. Так развивается мотивация, которая важнее, чем порядок здесь и сейчас.