Двустворчатые – одна из самых эффективных концепций донного животного. Точнее, самая эффективная, считая по суммарной биомассе. Из разряда, «простенько, но со вкусом». Такому существу не нужно двигаться, поскольку оно, перекачивая воду, заставляет среду двигаться относительно себя. Питание при этом совмещается с дыханием, и не требует отдельных усилий. Защиту же обеспечивает панцирь, – тяжёлый и прочный, ибо не приходится таскать его на себе, – кальций для строительства которого также извлекается из воды. Экономичность позволяет двустворчатым быстро расти…
Но двустворчатые, не обязательно «двустворчатые моллюски». В прошлом двустворчатые моллюсками не были, – да и сейчас моллюски они не все. В палеозое банки покрывали двустворчатые плеченогие – брахиоподы. А это – отдельный тип животных.
Тип же – высший таксон, объединяющий животных на основании неких фундаментальных и, одновременно, уникальных, черт строения. Таких как членистые ноги или наличие хорды. В случае же плеченогих уникальной чертой оказались не плечи, и не ноги, как можно было бы подумать, а, внезапно, спиральные «руки» – так называемый «ручной аппарат». Внутри створок раковины у плеченогих располагаются мантия и мускул-замыкатель, подобные таковым у моллюсков. Но сифоном – насосом для перекачки воды, – представители этого типа не обладают. Вместо этого ток жидкости создаётся спирально закрученными щупальцами. Фитопланктон, мелкий зоопланктон и частицы детрита при этом вылавливаются лофофором – пучком других щупальцев, мелких и липких.
И, казалось бы, подумаешь – щупальца. Щупальца у многих есть. В том числе у моллюсков. Однако, спираль ручного аппарата брахиоподов полужёсткая и имеет внутренний скелет, – что очень нетривиально. Из других типов внутренний скелет есть у хордовых, и иглокожих, – но там всё другое. Двух таких спиральных конечностей в комплекте с третьей – стебельком для прикрепления, нет ни у кого.
...Хотя, работает всё это – так себе. В лучшем случае, средне. Появившись в начале кембрия, – 540 миллионов лет назад, – уже в ордовике (450 миллионов лет назад) плеченогие переживают бурный расцвет, образовав грандиозные отложения панцирей. Кризис же наступает в триасе – 250 миллионов лет назад. С середины мела плеченогие уже могут считаться вымирающим типом. Их осталось очень мало – 380 видов, против 30 тысяч только известных ископаемых. Сравнительно с моллюсками они редки и с палеозоя основательно измельчали. Были до 40 сантиметров в поперечнике раковины, теперь только до 8.
Потому что «ручной аппарат» не очень хорош, как насос, а лофофор – как фильтр. Моллюски реализовали заложенный в концепции потенциал куда лучше.
...И тут может возникнуть вопрос, почему моллюски не сделали этого сразу?
Плеченогие просто успели первыми. Не пытаясь особенно усложняться, ещё в кембрии близкая к червям форма жизни запатентовала все нужные изобретения. У моллюсков же в это время – планов громадьё было. Именно в ордовике они пытались стать гигантами и захватить господство в толще воды…
Двустворчатые моллюски происходят от брюхоногих. Современные же брюхоногие от вторично осевших на дно подобных аммонитам плавающих «на панцире» форм… То есть, нормальные герои всегда идут в обход. И это занимает время.