Найти тему
Свободное время

Повесть против фильма. Борис Бедный. «Девчата»

Коллаж автора
Коллаж автора

Приветствую, дорогие читатели! Сегодня поговорим об одной интересной метаморфозе. Как повесть «Девчата» превратилась в фильм «Девчата».

Дело в том, что повесть — это драма, а фильм — искромётная комедия. Как так получилось? Самое интересное, что сценарист фильма и автор повести один и тот же — Борис Бедный.

Я смотрела фильмы по книгам «Угол падения», «Секретарь обкома», «Семнадцать мгновений весны», «Поезд милосердия», «Битва в пути». Те фильмы, сценаристами которых были сами авторы первоначальных текстов. Во всех этих фильмах суть книги и её дух сохранялись. Да что-то убирали, кроили истории персонажей, что-то добавляли, но главное оставляли. Зачем же приглашать автора стать сценаристом, как не для того, чтобы сохранить историю, мораль, суть? Но, нет Борис Бедный, став сценаристом, переобулся в воздухе. Кто виноват, не знаю. То ли сам Бедный, то ли режиссёр. То ли ещё кто. Если знаете, напишите в комментариях.

Борис Бедный. Фото из откртых источников
Борис Бедный. Фото из откртых источников

Интересно, что основные события, персонажи и фразы из повести сохранились, но сместились акценты. И драма превратилась в комедию. Комедия хорошая, весёлая (цитаты вошли в наш культурный код) и... совершенно безопасная для буржуазных наших властителей. Любовь — она и в Африке любовь.

Так что же изменилось? Вроде всё тоже самое. В далёкий маленький посёлок лесорубов приезжает юная сирота Тося Кислицина (в повести она не училась на повара, у неё просто способности к приготовлению пищи) и подселяется в комнату общежития к четырём девушкам.

Тося в исполнении Надежды Румянцевой. Фото из открытых источников
Тося в исполнении Надежды Румянцевой. Фото из открытых источников

Посёлок в кино не кажется дырой у чёрта на рогах. Понятно, что он будет расти и превратится в городок. А в повести автор создаёт ощущение неуютного, кривого поселения. Не прямо об этом говорит, а так, деталями.

Если в кино девушки (Вера, Катя и Надя), к которым вселяется Тося, дружат и общаются, то в повести они просто вместе живут и друг друга не особенно интересуют. Вера говорит о том, что именно прибытие Тоси что-то изменило в их жизни.

Если в фильме большая часть героев положительные и светлые, то в повести мы видим обратное. Тося делает и говорит то же самое, что и в фильме, но смеяться почему-то не хочется. Потому что мы видим её внутренний мир. Она добрая и наивная, но при этом глупа (и вряд ли изменится), заносчива, эгоистична, не любит учиться. В фильме персонажа «вытягивает» обаяние артистки Румянцевой. Именно она делает Тосю очаровательной.

В книге именно Тося становится причиной изменений в жизни девчат, Ильи и даже отношения к девушкам в посёлке. Но это отнюдь не та героиня, на которую хочется быть похожей, не та, с которой хочется дружить. Она, конечно, вносит что-то новое в устоявшейся жизни героинь, но не сказать, что это новое сильно положительное.

Девчата. Слева на право: Катя (Л. Овчинникова), Вера (Н. Меньшикова), Анфиса (С. Дружинина), Надя (И. Макарова). Фото из открытых источников
Девчата. Слева на право: Катя (Л. Овчинникова), Вера (Н. Меньшикова), Анфиса (С. Дружинина), Надя (И. Макарова). Фото из открытых источников

Создалось ощущение, именно ощущение, что Бедный не очень-то любит своих героинь. Вера говорит правильные слова, но не потому что действительно в них верит, а потому что так правильно говорить. Катя оказалась завистливой и не очень доброй. Она искренне помогает Тосе, только когда чувствует себя сильнее её, когда Тося попадает в неприятности. А в другое время Тосины наивные высказывания её даже раздражают. Дескать, эта малолетка видит и чувствует что-то Кате недоступное. Хотя в Тосиных откровениях нет ничего офигенно мудрого.

Не изменилась Надя. Её просто лучше раскрыли. Только ленивый не написал, что она в повести рассталась с Ксан Ксанычем.

Самую глубокую и трагичную историю получила Анфиса (в фильме эту историю сильно поменяли). Вот если бы это перенесли на экран, то комедии бы точно не получилось.

Илья оказался подкаблучником. Они прямо совпали — Илья и Тося. Тося будет вести, а Илья пойдёт за ней как телок на верёвочке. Получилось такое укрощение строптивого, где и сама укротительница тоже изменилась, но не сильно. В фильме вроде тоже самое, но там и романтики больше, и герои более очаровательны, и характеры у них лучше.

Тося и Илья Ковригин (Николай Рыбников). Фото из откртых источников
Тося и Илья Ковригин (Николай Рыбников). Фото из откртых источников

Над кем больше всего поиздевался сценарист Бедный, так это над инженером Дементьевым. Помните такого карикатурного инженера в шляпе зимой, которого окрутила Анфиса? Так вот книжный Дементьев умный, глубокий, неравнодушный. Он единственный из всех говорит о будущем страны, делает вклад в это будущее. Всеми силами улучшает жизнь посёлка, борется за новую технологию валки леса. Любит детей. А в фильме это какой-то смешной ду.рачок. Мне казалось, именно казалось, что девчат Бедный не очень любит, но с Дементьевым всё по-другому. Такое ощущение, что Борис Бедный с удовольствием писал про Деменьтева. Что же произошло в фильме?

Дементьев (Анатолий Адоскин). Фото из открытых источников
Дементьев (Анатолий Адоскин). Фото из открытых источников

Я в повести «Девчата» вижу ту же историю, что и с писательницей Верой Пановой. Читается легко. Но все книги советских писателей читаются легко. Но книги Кочетова, Очеретина, Шундика, Николаевой гораздо глубже. Они показывают жизнь с разных сторон. Основная же мысль повести и фильма «Девчата»: самое главное в жизни — это любовь. Нет любви, человек несчастен. Любовь — это конечно важно, но это не всё в жизни, о чём и писали нам соцреалисты. И любовь - это настоящая лотерея. А что делать тем, у кого с ней не сложилось?

А повесть «Девчата» — это натурализм. Дескать, посмотрите, как бывает в жизни.

Вот что писал Всеволод Кочетов по поводу романа Пановой «Времена года»:

Читатель ждёт от нас, советских писателей, не картинок типа, «так бывает в жизни», а ответа на вопросы, возникающие в жизни. Писать правду жизни — это не просто фотографировать то, что лежит на поверхности явлений, а глубоко осмысливать явления жизни, показывать борьбу нового со старым, содействовать победе передового, нового, прогрессивного. Таково требование метода социалистического реализма.

Борьбы нового со старым в «Девчатах» нет. По поводу ответов на возникающие вопросы жизни — это только пара примеров. Тося учит читательниц ценить себя. Да, она некрасива, но ценить себя нужно обязательно. Именно эта Тосина черта позволяет ей покорить Илью и изменить презрительное отношение к девушкам у парней посёлка. Вопрос, надолго ли?

В остальном Бедный просто фиксирует события и показывает нам назидания. Например, автор говорит: не будьте как Анфиса, которая из-за разгульного образа жизни не может иметь детей и теряет любовь всей своей жизни. А дальше что? Посмотрели читатели, попугались. А если всё уже случилось по сценарию Анфисы (глупая была в молодости, поздно осознала), что делать такой женщине? Бежать, как она, осуждённая на вечное несчастье? Где выход, который должен показывать советский писатель? Кочетов тоже показывает похожего персонажа — Юлию из «Секретаря обкома». Оторви-да-выкинь в начале книги. Но писатель показывает, как такой человек может измениться, поумнеть и обрести хорошую жизнь.

История Надя не доведена до конца. Она сильная, надёжная, но совершенно неинтересная для противоположного пола, кроме пожилого Ксан Ксаныча. Надя, посмотрев на то как ведёт себя Тося, уходит от нелюбимого жениха. И дальше что? Где выход? Нет ощущения, что после событий повести Надя найдёт любовь и счастье. Что стоило писателю просто показать, что Надя стала себя ценить, это новое ощущение сделало её более привлекательной и интересной. Нет, Борис Бедный опять показывает нам картинку — вот как бывает в жизни. Одна из блогеров даже писала, что Надю Бедный счастьем обделил, потому что она беспартийная. Это, конечно, чушь. Сначала я злилась на не очень умную блогершу, а потом подумала, что нашим людям всю эту тупую капиталистическую пропаганду в уши льют годами. Вот и выдают книжные, и не только, блогерши всякую чушь. Бедолаги, они даже не подозревают, что всё гораздо интереснее.

Партийностью в литературе от повести Бедного даже не пахнет. Не знаю, как от остальных произведений, но это точно отдаёт «оттепелью». Зачем нам что-то ещё, кроме любви? У нас же всё уже есть. Оказалось, нет. Не помогла любовь сохранить советы и общественную собственность на средства производства.

Лицо "оттепели". Какое лицо, такая и "оттепель". Фото из откртых источников
Лицо "оттепели". Какое лицо, такая и "оттепель". Фото из откртых источников

Любовь Ильи и Тоси — это по большому счёту счастливая случайность. Вот так совпало, двое нашли друг друга. А что дальше? А ничего. Посмотрите на Дашу Лужкову из «Битвы в пути». Тоже маленькая и бойкая, как Тося, тоже ценит себя. Но в отличие от Тоси, Даша умная и тянется к знаниям. Она тоже получила любовь, но даже если бы она не сложилась, Даша всё равно осталась бы сильным, интересным, ярким, несломленным человеком. Человеком, у которого в жизни кроме любви много разных интересов. Её избранник не подкаблучник, она тянется за ним, учится, совершенствуется. Не теряя при этом себя и не унижая его.

Даша Лужкова в исполнении Людмилы Крыловой
Даша Лужкова в исполнении Людмилы Крыловой

Бедный даже не показывает то, как советский человек может бороться с мелким хулиганьём. По посёлку ходит при.дур.ок Филя и его два прихвостня. Бьют фонари, всячески пакостят. А жених Кати Саша думает, что же с ними делать, вроде свои, не немцы какие. Филе с его де.билами просто грозят пальчиком. А как же разбор на собрании, административные наказания, милиция? Просто собраться и потыкать этих хулиганов лицами в сугроб? Терпите, говорит читателям писатель Бедный. Само как-нибудь рассосётся. Может быть.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

За что можно похвалить писателя — он наглядно показал, как бывшие крестьяне стали советскими людьми, но все пережитки старого ещё живут в них.

Если бы я не читала соцреалистов, а только «Девчат», «Завтра была война», «Спутников», то я бы думала: ну, вот жизнь советских людей не так уж и отличается от нашей. Шуры-муры такие же, ну лозунги ещё какие-то были, быт другой, но всё остальное такое же. Оказалось, что это иллюзия, что жизнь советского общества гораздо интереснее и многограннее.

Такие вещи как фильм «Девчата» (он очень хороший, никто не спорит) и повесть «Девчата» очень легко потребляются обывателями. Но эти произведения не зовут людей становиться лучше и менять жизнь. Эта как раз и есть та опасная тенденция в советском искусстве, направленная не на человека-бойца, а потакающая слабостям и мечтам маленького человека. Результаты воспитания людей в этом ключе мы можем наблюдать сейчас: важна только любовь и маленькое счастье, в политику я не лезу, после нас хоть потоп. И вот у тебя уже всё отобрали, и твоё маленькое счастье сдует в любой момент.

Так что читайте хорошие книги, дорогие читатели, и делайте выводы.

Екатерина Богатырёва, активист группы «Свободное время»

Благодарим за помощь с корректурой и редактурой нашего подписчика Артемия Т.

Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить или скачать бесплатно на нашем сайте. Чтобы скачать книги бесплатно: заходите на наш сайт, и кликаете в слово "книги" в тексте "О магазине" на главной странице.

В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».

Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут

Сборник "Стихи о Ленине"

Сборник "Батум"

Сборник "Чего же ты хочешь?"

Брошюра "В помощь товарищу. Справься со стрессом, овладей эмоциями, научись эффективному общению"

Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"

Учебное пособие "Научный социализм"

Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"

Книга "Краткая история будущего"

Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"

Пройти опрос группы "Свободное время"

Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут:

наш опрос

наш канал в Telegram

нашканал в Youtube

наш канал на Rutube

канал в VK

наш сайт