Здравствуй, читатель! Сегодня я хочу рассказать тебе о замечательном романе «Чего же ты хочешь?» и о его авторе Всеволоде Анисимовиче Кочетове (1912-1973 гг.).
Этой статьей я вношу свой вклад в восстановление справедливости. О замечательном писателе и его замечательных произведениях должны вспомнить. Много ли жителей России знает о писателе Кочетове? О нем нет книги в серии ЖЗЛ. О нем нет передач на телевидении или на ютюбе. А ведь Кочетов был крупной фигурой в культурной жизни СССР. По его романам снимали фильмы («Журбины» (фильм «Большая семья»), «Секретарь обкома», «Угол падения», «Молодость с нами» ). Книги его переводили на иностранные языки. Выход его произведений вызывал бурную дискуссию в разных кругах. Он был редактором крупного журнала «Октябрь». Журнал «Октябрь» под его руководством вел борьбу с журналом «Новый мир» в лице редакторов Симонова и Твардовского, которых можно поблагодарить за путевку в жизнь «замечательному и правдивому» Солженицыну. Произведения Кочетова хвалил и защищал Шолохов. Почему же Всеволода Анисимовича забыли? Его наказали забвением, потому что всю свою жизнь он стоял на страже социализма, своим творчеством служил трудящимся и по мере своих сил боролся с теми, кто разрушал социализм, разрушал наше будущее. Он был писателем-большевиком.
Когда готовилась к написанию этой статьи, я искала информацию о Кочетове в интернете. Нашлось три статьи: в Википедии, на сайте «Коммерсанта» и на сайте радио «Свобода». Из всех трёх источников статья из Википедии самая приличная, там автор как-то пытается быть объективным, даны ссылки на источники. Остальные две публикации утверждают, что роман Кочетова- графомания, что сам он был сталинист, он не понимал до конца русскую культуру, потому что у него была жена-еврейка, он был сволочь, потому что «травил» свободолюбивую интеллигенцию, был зациклен на порнографии в романе «Чего же ты хочешь?» и т.д. Во время поисков информации, мне казалось, что я археолог и читаю письмена на древнем храме. Вроде бы все слова понимаешь, а отклика, узнавания, воспоминаний нет. Были какие-то воспоминания на границе сознания о фильме про Журбиных (хотя я его даже не смотрела), образ героя, которого сыграл Баталов и все. Образ Кочетова стал наливаться жизнью, после упоминания профессора Михаила Васильевича Попова о встрече с писателем в одном из видео. А почему же так получилось? А потому что книги Всеволода Анисимовича вредны буржуазии, ведь они прекрасно показывают плюсы социализма и методы тех, кто его разрушал. Радио «Свобода» и «Коммерсант» пишут, что эти методы под диктовку КГБ писались.
На самом деле роман «Чего же ты хочешь?» нужно изучать в школах вместе с «произведениями» Солженицына, чтобы дети могли сравнить все концепции и решить какая из них верная. Роман сейчас очень актуален, потому что в нем наглядно показывается, какими методами разрушали Советский Союз. Кочетов, как талантливый писатель, прекрасно проиллюстрировал этот процесс. Люди задают вопросы и роман – это то, с чего следует начать, чтобы получить ответы. Выход в печать этой книги был весьма примечателен. Роман вышел в 1969 г. в журнале «Октябрь». Тираж был раскуплен очень быстро. Роман вызвал острую полемику в среде писателей, актеров, художников, рядовых граждан. Был скандал в Италии, потому что автор сделал одним из отрицательных героев «итальянского коммуниста» Витторио Страду (под именем Бенито Спады). Ор среди интеллигенции стоял выше гор. Ничего удивительного, Кочетов, образно говоря, врезал грязной тряпкой по их лоснящимся харям. Орали, что Кочетов сталинист и консерватор, но сейчас прекрасно видно кто был прав. В СССР роман вышел сравнительно небольшим тиражом - в Белоруссии, и все, больше никаких публикаций. Но тут 2021 г. появляются аж два экземпляра романа от издательств «Вече» и «Циолковский» (весьма недешёвые). Тут же поднимает «волосатые уши» журнал «Коммерсант» и пишет уже упомянутую мной статью про роман. Совпадение? Не думаю!
О чем же произведение «Чего же ты хочешь?»? Об упорной борьбе, кровавой и бескровной, насильственной и мирной против сил и традиций старого общества. О людях искусства – о тех, кто изо всех сил защищает социализм (главный герой романа-писатель Булатов), находясь под обстрелом врагов советской власти, о тех, кто запутался и позволяет использовать себя, как пешку (художник Свешников), о тех, кто вредит и мечтает вернуть эксплуатацию человека человеком (поэт-кулак Богородицкий). О советских людях – тех, кто мечтает построить коммунизм (Феликс Самарин, Лера Васильева, Ия Паладьина), тех, кто и разрушать Советский Союз не хочет, но разрушает, гонясь за наживой (Генка Зародов, сынки номенклатуры, молодые советские начальники, простые граждане, которые будут шпионить, только дай им денег). О врагах, шпионах и агентах влияния - (Порция Браун, фашист Клауберг). О белоэмигрантах и коллаборационистах – Петр Сабуров, Кондратьев-Голубков.
«Чего же ты хочешь?» - главный вопрос романа. Именно этот вопрос Кочетов предлагает, чтобы каждый читатель задал сам себе честно и без кривляний. Многие второстепенные герои романа (поэты-авангардисты, золотая молодежь (Генка Зародов, например), молодые начальнички и т.д.) на словах и в мыслях совсем не хотели разрушать Союз, им бы только устроиться повыше и потеплей, но их дела говорили за них. Многие даже этого не осознавали, как в книге, так и в реальности. Многие и сейчас этого не осознали.
Если сам Кочетов и его книги до прочтения романа не вызвали у меня ни воспоминай и не ассоциаций, то все сорта антисоветчины я узнала сразу. Их я вижу и слышу всю мою жизнь. Считайте: «гениальный» Троцкий и его идеи, которые всенепременно бы, уберегли от гражданской войны и репрессий; Достоевский со своими бесами; неподготовленность к Великой Отечественной войне; кулаки - самые работящие на селе, а бедняки - просто лентяи; Муссолини – великий человек и гений; белые войска - «лучшие люди», с нацистами пришли освобождать Россию от большевиков; коммунисты - узколобые фанатики; рабочие и крестьяне уничтожили Россию в 1917 г.; фашистская пропаганда = советская пропаганда; большевики уничтожили православную Святую Русь; императоры – самые лучшие и благородные люди России; советская власть душит творцов (Мандельштама, Цветаеву, Пастернака, Бабеля); Сталин – тиран; западный социализм -социализм с «человеческим лицом»; религия – это прекрасно; сексуализация – это признак свободного мира; лучшие люди - не рабочие, а певцы, поэты, актеры, писатели, начальники. И это все вскрыто в романе 1969 г.! Про все это нам талдычат, сколько? – 50-60 лет?!
Что добавляет достоверности роману, так это описание «прелестей» западной жизни. Вот её тоже узнаёшь сразу. Одна из героинь романа Лера вышла замуж за «коммуниста» Бенито Спаду и уехала в Италию. И поначалу жизнь там казалась ей удивительной: магазины с яркими побрякушками, которые рука тянется купить, вежливые и улыбчивые, продавцы, такси на каждом углу, рестораны. И все было прекрасно и необычно, пока не кончились деньги. Итальянский композитор, с которым познакомилась Лера говорит, что он хочет писать прекрасную музыку, которая освобождает людей, но её никто не купит. Композитор говорит Лере: «Да, меня не держат в клетке. Мне говорят: резвись, прыгай. Но на моих ногах на каждой гиря по сто килограммов…» Он мечтает быть свободным, по-настоящему свободным, как в СССР. Именно ради этого композитор стал коммунистом. Фраза про гири меня задела сразу. Я живя, «свободной» от коммунизма России 2022 г., почти каждый день чувствую гири на ногах и удавку на шее. Мне не нужны яркие безделушки и тряпки из магазинов, я сама продавец и умею улыбаться всем на зависть, я тоже хочу свободу, которую мы потеряли. Давайте проведем опрос: сколько нас таких?
Мне очень понравилась в романе линия предателя России, СССР, Родины - Петра Сабурова, дворянина, которого родители увезли в Европу во время революции. Сабуров, будучи молодым человеком, пошёл вместе с фашистами «освобождать» Россию и вывозить ценности. После войны он бежал во Италию, взял итальянское имя и выдумал себе биографию, жена и дети, не знают, что он русский. И вот приехав в СССР в 60-х годах в составе шпионской группы, он, наконец понимает, что на самом деле потерял. Он понимает, что вся его жизнь это ошибка и что он очень хочет остаться в СССР, но уже поздно. Но после путешествия в СССР, Сабуров понимает, что теперь он будет воевать против фашистов.
Также мне понравилось, как Кочетов делает акцент на ответственности каждого советского человека за будущее. Один из центральных героев - это Феликс Самарин, названный в честь Дзержинского. Феликс ищет свой путь, он отказывается от престижных должностей, чтобы работать там, где он принесет пользу – инженером на заводе, он любит общество простых рабочих, пытается устроить встречу рабочих с художником Свешниковым, отказывается от удобного брака без любви, он пресекает отвратительную выходку шпионки Порции Браун, он борется с антисоветчиной. В самом начале книги отец говорит Феликсу, о нем самом и о советской молодежи:
«…Вы беспечны, вы слишком поверили сиренам миролюбия – и зарубежным и нашим, отечественным. Эмблемой вашей стал библейский голубь. С пальмовой ветвью в клюве. Кто только вам его подсунул вместо серпа и молота?»
Писатель Кочетов не был бы соцреалистом, если бы не давал пути выхода из тупиков развития. Феликс в конце книги продолжает дело писателя-соцреалиста Булатова (по сути дела Кочетов изображает себя под именем Булатова). Булатов говорит Феликсу:
«На твоем поколении величайшая ответственность за судьбы страны, а в конечном счете за судьбу коммунистического завтра на земле…Думай о главном. О цели нашей жизни, о путях её достижения. Мы прокладываем дорогу человечеству. Нам трудно. Но это трудность, не обывателей, а пионеров, разведчиков».
Да, то поколение потерпело поражение, большинство из них потерпело поражение, потому что перестало бороться, и классовая борьба превратилась в классовое избиение. Они были наказаны историей изуродованными судьбами своих детей и внуков. Но это не значит, что не нужно бороться, мы проиграли битву, а не войну. Теперь у нас есть горький тяжелый опыт, который поможет нам выиграть. И книги Кочетова помогают этот опыт принять и осознать.
Единственное о чем писатель нам не сказал прямо – о разрушении базиса социализма - разрушении экономики и диктатуры пролетариата, начавшиеся в 1956 г.
Когда оглядываешься назад в Советский Союз и смотришь на советских людей, удивляешься: вы были глухие, слепые, наивные? Когда сейчас открываешь Ленина, поражаешься злободневности его произведений, как про нас писал. Так что же с вами было советские люди?! Вам же как устроен мир прямым текстом говорили? Но вы недоучились и подумали, что ваши власти все сделают за вас? Учиться и трудиться нужно всегда, не останавливаясь. Этому учит нас замечательный роман «Чего же ты хочешь?». Огромная благодарность Всеволоду Кочетову за его произведения и его борьбу. С возращением, товарищ Кочетов! Мы рады, что обрели Вас снова!
Екатерина Богатырева, активист группы «Свободное время»
Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить на нашем сайте. Скачать бесплатные версии наших книг можно по ссылке. В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.
Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».
Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут
Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"
Учебное пособие "Научный социализм"
Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"
Книга "Краткая история будущего"
Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"
Пройти опрос группы "Свободное время"
Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут: