Найти тему
Свободное время

Борьба в советской литературе. Всеволод Кочетов "Какие это времена?" (о романе В. Пановой)

Оглавление

+ статья В. А. Кочетова из газеты Правда за 1954 г. (только на нашем Дзене)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня мы с вами побываем на поле битвы. Битвы ведь бывают не только на настоящих войнах, но они бывают и в жизни. Каждый день новое борется со старым и не обошёл этот бесконечный процесс и советскую литературу. Многие люди, особенно старшее поколение, для которых советские книги и писатели — часть их юности, не понимают, что в советской литературе велась непримиримая борьба, тех кто защищал и продвигал социализм и борьбу за коммунизм и тех, кто стоял на противоположных позициях. По форме почти вся литература советского периода просто прекрасна (исключая Солженицына). Особенно она прекрасна по сравнению с кривой и косой современной литературой. Поэтому очень важно научиться понимать, какие писатели и какие произведения несли и несут просоветские взгляды, а какие антисоветские и мещанские. Это важное дело, во-первых, для изучения опыта наших предшественников, во-вторых, для построения будущего. Ведь именно просоветская литература будет основой для воспитания молодёжи.

Для вас я нашла и привела в читабельный вид статью Всеволода Кочетова (напечатана в газете "Правда", 1954г.) о романе Веры Пановой "Времена года". Кочетов — это один из крупнейших советских писателей, который всегда, во всех произведениях отстаивал социализм, обличал вражеские козни и, который всю свою жизнь положил на служение народу. Вера Панова — популярная советская писательница, лауреат 3-х Сталинских премии, а также персонаж и учитель такого, мягко говоря, неоднозначного человека, как Сергей Довлатов. В ответ на эту статью Всеволода Кочетова Вера Панова побежала жаловаться Хрущёву, что её несправедливо критикуют. Теперь мы, современные люди, можем оценить справедливо или несправедливо то, что писал о романе Пановой Всеволод Кочетов. Также в этой статье, он гораздо лучше меня показывает цели и задачи советской литературы. Итак, слово Всеволоду Анисимовичу:

Какие это времена?

По поводу романа В.Пановой "Времена года"

Я бы не взялся писать о романе В. Пановой "Времена года", если бы литературная критика хотя бы в какой-то мере определила место этого произведения в советской литературе. Толки о романе В. Пановой самые разнообразные и разноречивые. Один говорит, что этот роман социально-психологический, другие считают его бытовым, третьи заявляют: это "сама жизнь", наконец, есть и такие мнения, что "Времена года" — роман о воспитании.

Нельзя не присоединиться к тем, кто утверждает, что в романе собран обширный жизненный материал, что изложен он хорошим слогом, что роман читается легко, что в нём поставлены некоторые вопросы жизни.

Всё это так. Но меня как литератора волнует один серьёзный вопрос: о каких временах собран жизненный материал и как он осмыслен и изложен в романе "Времена года"? И вообще находится ли этот роман в главном русле развития нашей советской литературы?

Читаешь новое произведение В. Пановой и перед тобой невольно возникают герои книг, написанных некоторыми писателями много лет назад, ещё в первый период НЭПа. В подобных книгах встречали мы одностороннее и преувеличенное внимание к теневым сторонам молодой советской действительности и уклончивую позицию автора, который старался занять подчёркнуто объективную точку зрения. Отсюда, от отсутствия идейной ясности, шло и натуралистическое повествование по принципу, осмеянному ещё Щедриным: "Вижу забор — говорю: забор; вижу поясницу — говорю — поясница".

Обратимся к роману "Времена года". Действие его происходит в наши дни, описывается жизнь рядового советского города. Перед читателем проходит довольно много действующих лиц, которых автор рекомендует как положительных героев. Но с ними происходит странное превращение. Пока герои романа описываются в начале их жизненного пути, совпадающим с первыми годами Советской власти, мы встречаем живые черты характера. Как только речь заходит о современности, о сегодняшнем поведении героев, — они немедленно тускнеют и бледнеют. Так происходит, например, с Дорофеей Куприяновой.

На лучших страницах романа ярко показана молодость Дорофеи. Перед нами советская женщина, энергичная, жизнелюбивая, устремлённая, растущая... Стоило автору проделать с ней операцию перенесения из одной эпохи в другую, и Дорофея немедленно потускнела, увяла и превратилась в посредственного и, по сути, в безликого работника, который не только в большом советском деле, но и в собственной семье ничего собой не представляет.

Не выдержал подобной переброски и её муж Леонид Куприянов. Он превратился в бесплотную тень.

Борташевич, правда, не увял, не изменился... И это ещё более странно, чем увядание Дорофеи. Странно потому, что мы совсем не видим в романе раскрытия тех причин, которые на протяжении многих лет позволяли ему творить свои преступные дела, обманывать советское общество, избегать правосудия.

Из жизни, из биографии своих главных героев В. Панова выбросила около четверти века. Она выбросила годы первых пятилеток, годы борьбы за индустриализацию страны, за коллективизацию сельского хозяйства, те годы, когда широко развёртывалось и развернулось социалистическое соревнование. Эти годы, которые никак не могли не отразиться на сознании героев романа старшего поколения, на формировании их мировоззрения, на их судьбе. А годы Великой войны? Они мелькнули в романе так, будто бы в жизни героев их не было.

А раз ничего не было, раз герои не прошли ни через пятилетки, ни через войну, то естественно, что их образы оказались духовно обеднёнными, они не несут в себе характерные черты нашего замечательного времени. Критик П. Громов во втором номере журнала "Звезда" за этот год пишет: "В новом романе В. Пановой "Времена года" многочисленные герои вступают в сложные и многообразные бытовые отношения, показанные в тех именно формах, которые характерны для нашей сегодняшней действительности".

Это утверждение становится просто смешным, когда прочитаешь абзац, в котором перечисляются "сложные и многообразные бытовые отношения", так " характерные для нашей сегодняшней действительности". Вот они: "Люди влюбляются и женятся; не поладив расходятся; у людей появляются дети, которых надо воспитывать, и из проблемы воспитания вырастает целый ряд коллизий. Юноши и девушки кончают среднюю школу или не имеют материальной возможности сделать это, поступают в вуз или на работу и уходят из вуза, с работы. Люди празднуют именины и встречают Новый год, ездят в командировки и дома отдыха, люди думают об увеличении своего заработка и своей жилплощади... Люди празднуют новоселье и день первого мая, вселяются в общежития, ждут ребёнка и провожают своих близких в могилу".

Что же здесь характерного именно для нашей советской действительности?

Да, в наши дни действительно всё, что относится к извечным проявлениям человеческой жизни отнюдь не отменено, оно существует, оно есть. Но дело ведь в том, как оно существует в жизни, как оно есть, какие приняло формы, характерные именно для данного нашего времени, и какие в связи с этим жизнь породила новые проблемы, поставила новые вопросы, мимо которых не имеют права пройти литература и искусство.

А те проблемы, о которых критики говорят, что они остро поставлены в романе, — разве они решены с позиции писателя, активно борющегося за торжество нового, передового гневно выступающего против всего отжившего? Нет. Писательница лишь констатирует отдельные факты, уклоняясь, по существу, от объяснения причин, их породивших.

И поэтому никто по-настоящему не осуждён в романе. Коммунист Борташевич застрелился. Ушла от ответственности за антиобщественное воспитание сына коммунистка Дорофея Куприянова. Ушёл от ответа молодой мерзавец Геннадий.

Я имею в виду отнюдь не судебные процессы над персонажами романа, не разбирательство в партийном порядке, а то, что они должны были быть осуждены обществом, в котором они существуют, и автором в глазах читателей. Этого нет. Борташевич оправдан тем, что в пучину мерзостей его ввергла злодейка-жена — этакий нэповский элемент. Дорофея Куприянова оправдана тем, что уж очень любила своего сынка, что уж очень у неё самой в молодости была тяжёлая жизнь. Вот она и обрушила на него все блага жизни, какие довелось испытать самой, а Геннадий оправдан тем, что он достаточно пострадал от злодейского ножа. Значит, к чему читатель призывается в итоге? К тому, чтобы жалеть детей Борташевича, чтобы жалеть и "понимать" Дорофею с её сыном, удивляться тому, что в семьях мерзавцев вырастают отличные дети, а семьях тех, кто проливал кровь за Советскую власть, вырастают дети мерзавцы, и думать: вот ведь как на свете бывает.

Если так, если автор романа "Времена года" ставил перед собой задачу только показать то, что "бывает в жизни", не давая этому никакой оценки, значит он шёл по пути натурализма. А натурализм ничего не объясняет. Натурализм способен развлекать, увлекать, затрагивать какие—то чувства, но отнюдь не способен давать глубокие, жизненно правдивые, социальные и художественные обобщения.

Читатель ждёт от нас, советских писателей, не картинок типа, "так бывает в жизни", а ответа на вопросы возникающие в жизни. Писать правду жизни — это не просто фотографировать то, что лежит на поверхности явлений, а глубоко осмысливать явления жизни, показывать борьбу нового со старым, содействовать победе передового, нового, прогрессивного. Таково требование метода социалистического реализма.

Наши читатели привыкли считать писателя учителем жизни, хотят увидеть в наших книгах героев, которым бы они подражали, у которых бы учились, за которыми бы следовали, героев в их труде, в борьбе, в столкновении с носителями старого, отжившего, чуждого. Борьба между старым и новым — вот основа нашего развития.

Я убеждён в том, что роман "Времена года" по атмосфере жизни, по большинству персонажей, населяющих его (даже школьник Серёжа со своим дневником не ушёл далеко от Кости Рябцева) ("Дневник Кости Рябцева" (1927 г.) Н. Огнёв ред.) — это роман, явно перекликающийся с некоторыми произведениями первого периода НЭПа, роман в котором к тому же большие проблемы того времени, проблемы жизнеутверждения никак не отражены.

Читая роман, наглядно видишь всю порочность объективистского и натуралистического подхода писателя к изображению жизни. М. Шагинян в своей восторженной статье о "Временах года", помещённой в газете "Известия", так пишет о сюжетном приёме В. Пановой: "...в самом названии "Времена года" она как бы говорит читателю: я пропущу своих героев через самый естественный, со всеми нами неизбежно случающийся сюжетный ход, через ход времени, смену зимы, весны, лета, осени".

Люди — не злаки, и пропускание их через вёсны, лета, осени и зимы само по себе ничего не объясняет. И времена, к тому же, бывают разные. Одно дело "пропустить" человека через осень, например, 1911 г., а другое дело через революционную осень 1917 года. Одно дело — лето 1941 года, когда страна напрягала все усилия, отбивая неистовый натиск гитлеровских полчищ, другое дело — мирная весна нынешнего года.

Дело ведь не во времени, а в том, какое это время. Каково время, каковы события общественной жизни, таково и воздействие на людей, таковы их поступки и характеры, таковы их проблемы.

У В. Пановой получается так, что целые эпохи в 25—30 лет можно выбросить из жизни героев произвольно: ведь время — это лишь чередование весны, лета, осени и зимы. Большее ли число раз они чередовались, меньшее ли — никакой разницы!

И вот тут хочется сказать о следующем. Хочется задать вопрос: почему В.Панова, писательница отнюдь не начинающая, почему она написала роман "Времена года" по духу его, по проблемам и персонажам лежащий вне нашего времени? почему в её романе оказались искажёнными образы наших современников — советских людей, в особенности образы коммунистов?

Дело мне кажется, заключается в том, что писать о нашем времени — это значит прежде всего писать о новом человеке, человеке именно нашего времени, это значит со всей страстью бороться против всего косного, отжившего и отсталого и со всей страстью утверждать новое, быть активным борцом за новое. Художники слова, как и все советские люди, следуя призыву Коммунистической партии, должны смело развёртывать критику и самокритику, выжигать из жизни всё отрицательное, прогнившее, омертвевшее, и всё то, что тормозит движение вперёд. Вместе с тем наши писатели призваны раскрывать в положительных художественных образах людей нового типа во всём великолепии их человеческого достоинства.

Реалистическая художественная литература — русская ли классика или зарубежная — всегда за что-то боролась, что-то сокрушала и что-то утверждала. Она ставила величайшие проблемы жизни, она их стремилась решать, она порождала большие чувства, она заставляла любить одно и ненавидеть другое. Передовая реалистическая литература утверждала высокие идеалы своего времени, создавала образы мужественных и бесстрашных борцов за эти идеалы.

Рядом с этим могучим потоком струились различные литературные ручейки. Среди таких ручейков журчала и мещанская литература, которая не заботилась ни о сокрушении одного, ни об утверждении другого, она не порождала и больших чувств — любви или ненависти. Она заботилась лишь о том, чтобы как-то "пристроить" своих героев в жизни, вызвать к ним сочувствие, жалость, заставить читателя "войти в их положение", "понять их". Автор романа "Времена года" призывает нас "понять" и "пожалеть" безвольную и слабую к домашнему быту Дорофею Куприянову; "пожалеть" сошедшего с честного пути Борташевича, "войти в положение" его обездоленной семьи, "посочувствовать" всем, кто наконец-то пристроился в жизни.

Чтобы изображать такой мир, и не нужны приметы эпох. Мещанское счастье и мещанские горести кочевали из эпохи в эпоху, мало меняя своё лицо.

По поводу романа "Времена года" не было до сих пор в Союзе писателей принципиального разговора. То ли этот роман движет нашу литературу вперёд, то ли тут в жертву душещипательной занимательности приносится важнейшая задача советской литературы — воспитание молодёжи, формирования её мировоззрения и вкусов.

С моей точки зрения, этот роман не только не движет нашу литературу вперёд — он может толкнуть некоторых писателей на путь мещанской беллетристики, чужой духу советской литературы.

Всеволод Кочетов

Газета "Правда", №147 от 27 мая 1954 г.

Екатерина Богатырёва, активист группы "Свободное время"

Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить на нашем сайте. Скачать бесплатные версии наших книг можно по ссылке. В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».

Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут

Сборник "Стихи о Ленине"

Сборник "Батум"

Сборник "Чего же ты хочешь?"

Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"

Учебное пособие "Научный социализм"

Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"

Книга "Краткая история будущего"

Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"

Пройти опрос группы "Свободное время"

Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут:

наш опрос

наш канал в Telegram

нашканал в Youtube

наш канал на Rutube

канал в VK

наш сайт