Найти в Дзене
Свободное время

Сталинская премия и мелодрама. Вера Панова. «Спутники»

Приветствую, дорогие читатели! Продолжаем разбирать хорошую советскую литературу о Великой Отечественной войне. Сегодня посмотрим на повесть «Спутники», за которую писательница Вера Панова получила Сталинскую премию.

Вообще к Пановой и её произведениям я отношусь с подозрением. Потому что мой любимый писатель Всеволод Кочетов написал критическую статью на роман Пановой «Времена года». Всеволод Анисимович писал, что Вера Панова впала в натурализм, что её произведение ничему не учит, а только призывает пожалеть и «понять и простить». Роман не давал ответы на вопросы современности, он только показывал мещанскую жизнь и мещанское счастье.

Вера Панова (1905 - 1973). Изображение из открытых источников
Вера Панова (1905 - 1973). Изображение из открытых источников

Кочетову я доверяю — у него на такие вещи был глаз-алмаз. Панова в ответ на критическую статью, вместо того, чтобы цивилизованно ответить, побежала жаловаться Хрущёву.

Ради справедливости, чтобы сравнить, я заглянула в начало «Времён года», когда читала кочетовского «Секретаря обкома». Думаю, сравню. Увидела вначале романа «Времена года» бесконечное описание новогодних игрушек и закрыла книгу.

Всеволод Кочетов (1912 -1973). Изображение из открытых источников
Всеволод Кочетов (1912 -1973). Изображение из открытых источников

Но я на этом не остановилась. «Надо начать с самых лучших произведений!» — подумала я и взяла повесть «Спутники».

«Спутники» — это повесть о санитарном поезде и его персонале, который всю войну вывозил раненых с фронта и курсировал по тылу для перевозки раненых. Сама Панова долгое время провела в санитарном поезде, видела этих героических людей живьём — писала с натуры.

Начнём с плюсов. Во-первых, читается легко. Написано хорошо. Не скажу, что гениально и читается как музыка, но вполне неплохо.

То что мы видим в «Спутниках», я бы охарактеризовала так: это самое лучшее, что доходило до нас, детей и подростков 90-х, о Великой Отечественной войне. В вакханалии 90-х и 2000-х было два основных слоя информации. Первый слой — это буржуазная пропаганда: не всё так однозначно, пили бы баварское, Сталин хотел напасть на Европу, немцы — добрые, НКВД — главные враги и т. д. А второй слой — это воспоминания о войне родных и близких, советские фильмы и книги, редкие патриотические передачи. Тут портрет событий был такой: советский народ любил свою Родину и героически за неё сражался.

Как раз ко второму слою информации произведение Пановой подходит идеально. Только на самом деле было кое-что ещё, чего в повести нет. Но об этом позже.

Зря тут "медицинский бестселлер"! Книга больше частью не о медицине. Изображение из открытых источников
Зря тут "медицинский бестселлер"! Книга больше частью не о медицине. Изображение из открытых источников

Во-вторых, одной из удач повести был образ комиссара-политрука Ивана Егоровича Данилова. Данилов — это сердце поезда. Именно он, по поручению партии, его нашёл, укомплектовал, подобрал персонал. Иван Данилов, как и положено комиссару, держит «руку на пульсе», знает все настроения среди персонала, умеет разрешать конфликты, за всем следит. Хороший руководитель-коммунист. Его любят и уважают почти все в поезде. Единственный недостаток персонажа — он несколько деревянный.

Данилов — суровый, но справедливый. В начале повести гоняет девчонок, несколько свысока относится к доктору Белову (начальнику поезда). Женился Данилов, потому что надо было жениться. Жена ему не помощница, а просто человек, который исполняет обязанности жены. В сыне он души не чает, а жена так, мимо проходила. Для Данилова главное это его работа, ей он живёт. И отлично её выполняет. Наверное, девочки— книжные блогеры назвали бы комиссара абьюзером. Я бы сказала, что в личных отношениях он сухарь. Но к концу повести он оттает.

Но даже такой, не самый сильный в советской литературе, образ комиссара опасен для наших властителей умов. Недавно издательство ast.ru переиздало «Спутников». В аннотации упомянули всех героев (врача-интеллигента Белова, отважную медсестру Лену Огородникову, эгоиста Супругова, добрую Фаину, профессиональную Юлию Дмитриевну), а комиссара, того человека без которого поезд бы никуда не выехал, — нет. Комиссар и вдруг хороший человек, не комильфо как-то. Хорошо хоть его невозможно изъять из текста - могли и вырезать.

Та самая книга ast.ru, в аннотации которой нет Данилова. Изображение из открытых источников
Та самая книга ast.ru, в аннотации которой нет Данилова. Изображение из открытых источников

В-третьих, Вера Панова, как любой талантливый литератор, наблюдательна и отражает в повести истории, которые вы легко найдёте в жизни. История Игорька и его мамы Сонечки, сына и жены врача Белова, просто в самое сердце. Сколько таких Игорьков, разбалованных своими мамашами, ходили и ходят по земле. И задвиги мамаш тоже показаны хорошо, которые одного ребёнка любят до одури, а второго не замечают, есть да есть. У книжного Игорька есть шанс исправиться, а вот у некоторых реальных уже нет такого шанса.

Образ учительницы физкультуры Лены Огородниковой мне тоже понравился. Прямо чувствуется избыточное влияние физкультуры на умственные способности персонажа. Не подумайте, плохого - Лена замечательная девушка и хороший персонаж. Но вот тип человека подмечен отлично - такая душевная спротсменка.

В-четвёртых, отличная сцена, в которой медсестру Юлию Дмитриевну встречают после войны родные. Юлия Дмитриевна, некрасивая старая дева (44 года), но при этом великолепный специалист. Суперпрофессиональная главная медсестра. Она с виду сухарь, а внутри женщина, которая жаждет любви и часто безответно влюбляется в кого ни попадя. В поезде влюбилась в эгоистичного и трусоватого Супругова. Он делал авансы, но не женился. Вот Юлия Дмитриевна расстроенная идёт к своему дому. Её видит мать и кричит: «Милая, милая! Я в окошко увидела — героиня наша идёт, красавица наша идёт... Митя! Митя! Вставай, деточка наша приехала, Юленька приехала...»

В этих словах такая большая беззаветная родительская любовь, которой очень многим людям не хватает.

Иллюстрация из "Спутников". Изображение из открытых источников
Иллюстрация из "Спутников". Изображение из открытых источников

В-пятых, интересные истории раненых. Но их хотелось бы побольше. Я сначала думала, что большая часть повести будет про раненых, но не случилось. Интересно наблюдать, как разные люди реагируют на свои увечья. Один с ампутированной ногой (на которую сделают хороший протез) похоронил себя заживо; другой с перебитым позвоночником (он никогда не будет ходить) — человек большой внутренней силы и жизнелюбия — стойко переносит беду и понимает, что жизнь продолжается; третий думает: чем же заняться? может игра на гармони его настоящее призвание?

В-шестых, сам поезд. Он описывается так, как будто это космический корабль. Для того времени такой поезд действительно был суперсовременным.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

А теперь недостатки. Читала, я читала и вдруг чувствую — чем-то знакомым попахивает. Бесконечными женскими сериалами и современными сериалами про войну. Мелодрамой попахивает, в общем. Я не знаю, как Пановой это удалось, но почему-то у мужчин-писателей (Островского, Кочетова, Очеретина, Шундика, Фадеева) так не получалось. У них в книгах есть большое количество самых разных любовных историй и поворотов судьбы, но почему-то ни одна их книга не напоминает мелодраму. Вы скажите, ну, это же мужики, что они понимают в нежных чувствах! Они, в первую, очередь были писателями и тоже прекрасно подмечали разные жизненные ситуации. Например, у Кочетова в «Братьях Ершовых» отлично показано, как у молодой серьёзной девушки от любви начинает играть гормон и «сносит крышу». А за отношения Дмитрия Ершова и Искры я переживала больше чем за свои.

Я ещё почитаю Галину Николаеву и её «Битву в пути». Может и там мелодрама будет?

Галина Николаева (1911-1963).  Изображение из открытых источников
Галина Николаева (1911-1963). Изображение из открытых источников

Вернёмся к «Спутникам». В них тема любовей-нелюбовей и личных трагедий — это вторая по важности тема, после темы работы. 70 % текста. Возьмём пример Данилова. Ему было 15-16 лет, уже произошла революция, прошла Гражданская война, и в их деревню присылают молодую, правильно настроенную учительницу Фаину (22 года), которая занимается с молодёжью. Данилов изначально не был идейным, он ввязался во всю эту новую жизнь, можно сказать, вопреки деревенским обычаям. Он страстно влюбляется в Фаину, ходит к ней по вечерам заниматься. И вот однажды на Фаину что-то нашло (видимо, дурость) и она решила пококетничать. Подошла после бани к молодому парню и говорит — расчеши волосы. Он естественно полез целоваться, она его отшила. И даже не попыталась с ним поговорить, старший товарищ, тоже мне. Через пару дней приехал ухажёр Фаины, и они начали крутить шашни, а Данилов от горя, злости и отчаяния метнул ей в окно огромную сосульку. Сосулька попала в лицо учительницы. Фаина от греха подальше отправила Данилова учиться в город. И там постепенно из него вырос тот самый комиссар Данилов. А потом Данилов женился. Нам расскажут, как он выбирал жену.

И всё это великолепие страниц 10-12! А можно мне побольше рассказать, как Данилов учился, и как из не особенно увлечённого паренька вырос идейный и трудолюбивый человек? Это же самое интересное, про любови ваши я и в другом месте почитаю. Нет, нельзя. Все эти сопли с Фаиной можно было уложить в одну страницу. Но, нет. Учёба же Данилова два абзаца в разных местах текста занимает. То есть мелодрама перевесила.

Так и это не всё. Фаина, естественно, появится в поезде. Ей отрежут ногу, и она будет рожать без ноги недоношенного ребёнка. Данилов сначала её не узнает, а она его узнает и будет скрывать свою личность. Ещё немного дожать, и была бы пожалейка. Мне не интересно про Фаину, мне про поезд и войну интересно. Понятно, что так бывает, но сколько можно уже это мусолить. Выкини эпизод с рожающей Фаиной, и мало что изменится. Отпустить свою юношескую любовь Данилов мог прекрасно и без этой встречи. Ему 38 лет, в конце концов.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Понятно, что невозможно без человеческих отношений, но и в мелодраму уводить не нужно. Всё хорошо в меру. Тем более в повести про санитарный поезд на войне. Причём Панова придумывала подробности жизней героев, она не списывала их полностью с прототипов — врачей и комиссара реального санпоезда, в котором ехала. Она сознательно добавляла мелодраматичности.

Я сидела и думала: если взять повесть и снять по ней сериал, ничего не меняя, — это будет хит (все дамы будут ваши). Я тогда не знала, что наши киноделы уже изуродовали «Спутников» сериалом 2015 г., куда напихали лёгкости поведения медсестры Фаины, мерзкого НКВД, изна.силования, антисоветчины, попытку суицида Лены. То есть всего того, чего в оригинале и близко не было. Приправили деревянными рожами надоевших актёров, и вот опять «шедевр». Опять получился позор.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Также в повести есть то, о чём Кочетов писал в статье «Какие это времена?». Мы видим тот самый натурализм, о котором говорил Кочетов, а не социалистический реализм (самое передовое направление искусства на планете Земля). Панова просто отражает события. Она не делает выводов, она не даёт решений, не даёт примеров для подражания. Муж предал медсестру Лену, та просто уходит страдать и почти пропадает из повествования. У Юлии Дмитриевны рухнула последняя надежда на личную жизнь — она просто страдает. Понятно, что писательница показывает любовь близких Юлии и девочку Васку, которую та будет воспитывать. Но показать пример того, что жизнь не кончается на отказе от любви, Панова не показывает. Она не даёт ориентира, не даёт решения, просто показывает, вот как бывает и показывает намёки.

Повесть вытаскивает её тема, вытаскивает война и героизм. Только не стало большой очевидной хорошей темы, и произведения Пановой скатились в мещанские будни и простое отражение событий.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Панова то ли не понимает, то ли не хочет понимать, что за работой того же Данилова и героизмом советских людей стоят определённые экономические, социальные, политические процессы, стоит партия, стоит революция. Поэтому образ Данилова получается деревянным.

Я пишу это потому, что у меня есть с чем сравнить. Потому что книги Островского, Фадеева, Кочетова, Очеретина, Шундика открывают современному читателю очень важную грань жизни, которая скрыта от глаз обывателя. Это общественно-политические процессы, борьба нового со старым, вклад партии в жизнь СССР, важность марксизма, просто знания о том, как развивается общество. Без этой части, с мясом вырванной из нашей памяти, начинают ходить байки про победу вопреки, про просто любовь к Родине и непонимание, что за любовью к Родине стоят экономические и политические процессы.

В советской литературе боролись два течения: советское и антисоветское, гранью которого являлась мещанская литература. Литература, которая воспитывает молодёжь, обязана быть партийной, обязана нести правильные ценности, установки и знания о том, как устроен мир. Иначе получиться как у нас — люди просто жили, учились, работали, и на глазах у них развалили социализм и всё отняли. Поэтому писатели обязаны делать качественный, правильно заряженный продукт. Литература и искусство — важные помощники в построении нового общества.

Могу ли я порекомендовать «Спутников» к прочтению? Могу. Это хорошая повесть. Бедновата, на мой взгляд, по сравнению с произведениями соцреалистов. Но всё равно она хорошая. Её нужно изучать в школах. Но только не одну её, но и другие правильные произведения.

Если бы я решала, дать ли писательнице за это произведение Сталинскую премию, то я бы не дала. Обычную премию можно, Сталинскую нет. Масштаб произведения мелковат. Но решала не я. Тут я могу только поделиться мнением.

В общем, читайте «Спутников». Хотя бы один раз. Вреда не будет точно.

Екатерина Богатырева, активист группы «Свободное время»

Благодарим за помощь с корректурой и редактурой нашего подписчика Артемия Т.

Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить или скачать бесплатно на нашем сайте. Чтобы скачать книги бесплатно: заходите на наш сайт, и кликайте на слово "книги" в тексте "О магазине" на главной странице.

В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».

Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут

Сборник "Стихи о Ленине"

Сборник "Батум"

Сборник "Чего же ты хочешь?"

Брошюра "В помощь товарищу. Справься со стрессом, овладей эмоциями, научись эффективному общению"

Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"

Учебное пособие "Научный социализм"

Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"

Книга "Краткая история будущего"

Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"

Пройти опрос группы "Свободное время"

Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут:

наш опрос

наш канал в Telegram

нашканал в Youtube

наш канал на Rutube

канал в VK

наш сайт