Обратная связь или фидбэк – это далеко не последнее качество хорошего руководителя и грамотного лидера. К сожалению, не все начальники умеют работать объективно и вовремя отвечать на запросы команды. Скажу больше – обратная связь не всем дается одинаково хорошо. Но над своими качествами нужно работать, развивать их и получать новые навыки.
Итак, зачем руководителю давать обратную связь сотрудникам? Пожалуй, для начала поговорим о теории, а затем перейдем к практике.
Какой бывает обратная связь?
В первую очередь не стоит путать фидбэк с разговором по душам или попытками заигрывания с сотрудниками. Команда должна понимать, что каждый специалист может в любой момент обратиться к руководителю за советом или решить какие-то личные вопросы. Конечно, в пределах разумного.
Специалисты выделяют два типа фидбэка для руководителя:
1. Поддерживающая связь – проще говоря, вы всегда держите ситуацию под контролем, замечаете слабые и сильные стороны сотрудников. Выражается такая связь в регулярных благодарностях, например, за выполнение поставленных задач.
2. Корректирующая связь – более сложный, но не менее эффективный процесс. В таком случае вы замечаете ошибки сотрудников, но не наказываете их «рублем» или выговорами, а решаете на месте. То есть указываете специалисту, что он сделал не так и какие навыки ему нужно подтянуть.
Так поступают настоящие лидеры, которые могут не только собрать команду, но и сделать ее более успешной. С теорией все более-менее понятно, поэтому рассмотрим несколько проблем, которые решает обратная связь.
Решение общих проблем в бизнесе
На практике это означает, что руководитель вовремя замечает ошибки в реализации проекта и решает их на месте. Например, у вас есть сотрудник, который постоянно срывает дедлайны. В таком случае можно использовать два варианта решения проблемы: предоставить ему более комфортное место для работы или напомнить о штрафах. На самом деле принцип «кнута и пряника» работает очень хорошо.
Решение проблем с текучкой кадров
Обратная связь может выступать в роли мягкой критики, когда руководитель замечает проблемы сотрудников, но реагирует на них адекватно. Статистика показывает, что около 40% людей увольняется с работы из-за начальника-самодура, который постоянно кричит, пытается быть строгим, но не реагирует на проблемы.
Дополнительно отмечу, что правильно выстроенная обратная связь – это отличный мотиватор для сотрудников. Вы сможете вести и развивать бизнес более успешно, когда специалисты понимают, что им нужно делать и куда «бежать» в случае ошибки.
А вы уже организовали качественную связь в работе своего отдела? Пишите, с какими трудностями пришлось столкнуться.