Последняя российская императорская семья была расстреляна летом 1918 г, когда в стране царил величайший хаос, связанный с революциями. Собственно сама казнь Николая II и его близких проходила в обстановке строжайшей секретности. Поэтому во многом еще и сегодня это дело столетней давности остается нераскрытым и туманным.
Лже-Романовы
В начале же прошлого века об этом трагичном событии и в России, и в Европе ходило великое множество всевозможных слухов и домыслов, зачастую самых невероятных. Многие люди, лишившиеся своих привилегий и имущества во время революции, надеялись на возвращение монархии и подсознательно отказывались верить в кончину Николая II и его семьи.
Из-за этого в России и за рубежом появилось просто огромное количество якобы спасшихся лже-Романовых. Согласно статистике, одних только лже-Ольг после революции насчитывалось 28, Татьян – 33, Марий – 53, Анастасий – 34, Алексеев – 81. Самозванцы однако предпочитали присваивать себе в основном только имена царских детей. Самими их родителями – императором и императрицей, практически никто при этом не представлялся.
Почему так происходило, неизвестно. Возможно, объявлять себя российским императором или императрицей было слишком опасно. К тому же самозванцы объявляли себя лже-Романовыми не для того, чтобы вернуть монархию или заполучить власть, а для в надежде на присвоение каких-то материальных ценностей или привилегий.
В любом случае лже-Николай в мире существовал только один – Никита Жмурчук, ездивший по селам и призывавший к восстанию против новой власти. Этот самозванец в конечном итоге был пойман и расстрелян. Авантюристок же, объявлявших себя Александрами Федоровными, в мире вообще не было.
Поддельная Александра Федоровна
Так считалось до недавнего времени. Однако в начале нового столетия, когда были открыты документы спецслужб, 50 лет хранившиеся под грифом «Секретно», выяснилось, что одна такая самозванка в России все же существовала. По-настоящему эту поддельную «царицу» звали Степанидой Кирилловной Тишкавцевой.
Согласно материалам дела, самозванка-монахиня была задержана сразу после Победы СССР в ВОВ – в конце августа 1945 г. На момент задержания Степанида проживала в селе Пушкарном под Белгородом. Официальным поводом для ареста престарелой монахини стало то, что она не имела при себе никаких документов. Однако на самом деле причиной проявленного спецслужбами к старушке интереса стал донос. Чекисты получили сообщение о том, что в Пушкарном якобы скрывается «императрица всероссийская Александра Федоровна».
Монахиня в белом
На первом допросе старушка сразу же дала показания. По ее словам, самостоятельно императрицей изначально она себя не объявляла. Старушка рассказала, что родилась она в Белоруссии в 1873 году. То есть фактически Тишкавцева была на год младше настоящей Александры Федоровны.
По словам задержанной, в возрасте 20 лет она поступила в Могилевский монастырь в Орше, где монашествовала в последующем 7 лет. Затем Степанида отправилась вместе с сестрой странствовать по святым местам и пространствовала в последующем всю свою жизнь. Во время революции при Деникине одна из офицерских жен подарила ей белый костюм.
После этого, по словам старушки, окружающие и начали называть ее императрицей Александрой Федоровной. Ведь известно, что последняя российская царица любила носить белые и светлые наряды. Поняв, что титул «царицы» дает ей определенные привилегии, Степанида в последующем активно им пользовалась. Даже во время лихолетья и ВОВ эта легенда спасала монашку. Многие «бывшие» встречали ее с хлебосольно и заботились о ней.
Ностальгия по прошлому
Если судить по показаниям свидетельницы Анны Семейкиной, у которой Степанида прожила в Белгороде около месяца, приходящие к «императрице» паломники были очень почтительны с ней, приносили ей продукты и даже вставали перед ней на колени.
Возможно, некоторые из почитателей «Александры Федоровны» действительно считали, что она – спасшаяся супруга Николая II. Но верили в это, скорее всего, только совсем уж необразованные пожилые люди. Принять Степаниду за Александру Федоровну на самом деле было очень сложно. Ведь монашка даже не умела читать и писать. Когда следователь на допросе попросил Тишкавцеву поставить подпись под протоколом, она отказалась, ссылаясь на безграмотность.
По мнению современных историков, большинство людей, дававших кров Степаниде и почитавших ее, скорее всего, на самом деле все же не считали ее венценосной супругой Николая II. Заботились они об «Александре Федоровне» и носили ей продукты, видимо, просто из чувства ностальгии. Объявившаяся «императрица» подсознательно давала им надежду на то, что новая власть - это не навсегда, и монархия в России, может быть, когда-нибудь вернется.
Крестьянин Иосиф Гобелков
Именно такими чувствами руководствовался, видимо, и 62-летний крестьянин Иосиф Гобелков, приютивший «Александру Федоровну» в 1942 году в селе Сергеевка в Прохоровском районе. Несколько позднее он нашел для Степаниды квартиру в Белгороде и заботился о ней. При этом все время знакомства Гобелков величал Тишкавцеву, не иначе, как «матушкой царицей».
Вряд ли Иосиф Гобельков и сам верил в то, что безграмотная Степанида – это настоящая Александра Федоровна. Но для него «императрица» была напоминанием о его прошлой счастливой и зажиточной жизни. При царе Гобельков был богатым крестьянином с огромным земельным наделом, имевшим трех лошадей, целое стадо овец, корову с теленком и т. д. После революции Иосиф отказался вступать в колхоз, после чего был приговорен к трем годам лагерей.
Другие почитатели
В 40-е давал кров «Александре Федоровне» и священник Илья Яковлев. В 30-е он был осужден за антисоветскую деятельность на три года. Помогала Степаниде также крестьянка Агафья Калабухова, которая сама жила неизвестно на что и впроголодь. Агафья добывала для «Александры Федоровны» еду. Почитала Калабухова царицу, видимо, просто в противовес советской власти. В 30-е годы у нее репрессировали мужа.
Приговор
Сама Степанида Тишкавцева на допросах наивно заявляла о том, что хотела бы жить в селе Кашары под Белгородом при церкви. Однако позволить ей этого следователи, конечно, не могли. После проведенного следствия монашку приговорили к 10 годам лагерей за «работу по организации подпольных антисоветских групп».
Пострадали, конечно, и люди, оказывавшие «Александре Федоровне» помощь. В ходе дела лжеимператрицы в общей сложности было задержано 40 человек. 13 из них отправились в лагеря по 58 статье. Сама поддельная Александра Федоровна в силу своего почтенного возраста из лагерей в последующем так и не вернулась.