В Питере удалось в Gaga-плейлофте опробовать нашумевшую новинку, игру «Бессознательное», и, пока впечатления не испарились, хочется их подетальнее описать.
Правила нам объясняла прекрасная Шура, и я не хочу описывать их подробно, но общо рассказать о том, что происходит в игре, необходимо.
ПРАВИЛА
В игре вы берёте на себя роль учеников Фрейда и лечите пациентов, анализируя их глубинные и поверхностные сны.
В начале партии вы стартуете со скромным кабинетиком и всего одним «простым» пациентом, но дальше — больше: ваш кабинет сможет принимать по 2 человека за раз, а также вы сможете брать более сложных клиентов, проблемы которых распутывать и распутывать)
Что прикольно в пациентах — так это их «сборка»: вы решаете, кого принять, а потом только вытаскиваете карту «болезни» (не сразу узнаёте, насколько всё плохо у пациента, что, в общем-то, логично).
Дальше вы собираете сновидения клиента: глубинный сон тянется случайно, а поверхностный вы выбираете для анализа, руководствуясь ресурсами, которые планируете на него потратить.
Распутывая подноготную снов, вы работаете с пациентом — и в какой-то момент он испытывает катарсис и излечивается. За вылеченного клиента вы получаете очки, а также какие-то бонусы — у простых пациентов это обычно пассивные эффекты, помогающие вам на протяжении партии, у сложных — скоринг, добавляющий вам до 15 ПО в конце игры.
Чем же лечить клиентов? В этом вам помогут жетоны озарения, которое взращивается на особом колесе ресурсов.
Как получить озарение?
Во-первых, можно получить его, гуляя по улочкам Вены, во-вторых, после пары чашек кофе 😀, в-третьих, используя свои жетоны идей (выставляя их на стол для совещаний).
Каждый из этих способов (кроме траты кофе — по факту это конвертация одних ресурсов в улучшение других) представляет собой отдельную часть игры: например, гулять по Вене вы будете при помощи механики ронделя, передвигаясь всегда по часовой стрелке и получая бонусы в зависимости от количества тусующихся на конкретной улочке учёных (похоже на игру «Финка»). Например, находясь с тремя учёными в одной локации после движения, можно будет получить 4 озарения (потому что там находитесь вы + ещё 3 фигурки).
Другая часть игры — высказывание своих идей за столом — это воркерплейсмент, где можно усилить своё действие, выложив сразу две идеи в его ячейку.
Здесь эта механика реализована довольно необычно: так, одно и то же действие можно выполнить только 1 раз, но вы вольны выбрать ряд, из которого хотите его выполнять. Ряд влияет на то, на сколько шагов подвинется чернильница на вашем планшете — то есть сколько записей придётся сделать для фиксирования идеи.
Действия на столе довольно простые — например, прокачать свой планшет блокнотами (активируемые чернильницей на планшете жетоны), подвинуться по улочкам Вены, взять монографии для ознакомления, опубликовать собственную монографию (должны быть разыграны — то есть освоены — другие труды), ну и получить уже знакомое вам озарение.
Как я уже писала, размещая идею, вы двигаете фигурку чернильницы на своём планшете — и место, где она остановилась, влияет на то, что вы дополнительно можете сделать. Например, активировать ряд или столбец собранных вами блокнотов или заручиться поддержкой Фрейда и собрать плюшки с планшета репутации.
Как вы поняли, игра довольно объёмная, и не хочется углубляться совсем в дебри её особенностей, поэтому скажу, что есть ещё один элемент, который побуждает вас выполнять те или иные действия, — это гонка за цели. Первый опубликовавший все монографии, первый разблокировавший на своём планшете все идеи, первый заполнивший два столбца своих блокнотов на планшете, первый вылечивший двух сложных пациентов и так далее — повышают свою врачебную репутацию. В конце игры тот, у кого самая высокая репутация в Вене, получит дополнительные очки за вылеченных клиентов и написанные монографии — обычно это совсем немало.
Партия закончится, когда популярность Фрейда взлетит до небес (вы влияете это, набирая репутацию как его ученики) — при подсчёте очков игроки плюсуют к уже набранным ПО в процессе игры (за монографии, вылеченных клиентов и тд) финальные очки за прокачку своего планшета, за изучение разных трудов (сет-коллекшн разных символов), за свой след в разных районах города, получают ПО за свойства сложных пациентов (если успели их вылечить), за оставшиеся суперидеи на планшете, ну и за репутацию.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Игра по описанию кажется монструозной, наверное, — и это чувство вас не особо обманывает: я не могу сказать, что «Бессознательное» прям хардкорище, но в ней очень много всего, и нюансы сложно укладываются в голове и все сразу не запоминаются даже у довольно опытных игроков.
Рейтинг сложности на bgg сейчас 3,97 — для понимания такой же у «Терры Мистики», игры, которая почти не прощает ошибок (ошибся в 1 мане — пасуешь и ждёшь целый раунд, пока остальные доходят).
Но «Бессознательное», на мой взгляд, не кризисная игра — здесь на вас, напротив, бонусы сыпятся практически отовсюду, только успевай получать. Её сложность состоит именно в числе сущностей на столе. Все эти сущности занимают очень много места, а некоторые из них ещё и достаточно времени — например, я не раз начинала свой ход, когда Федя ещё выбирал себе новых двух пациентов, ходя передо мной.
Если ждать, пока предыдущий игрок завершит выбор на «рынке», можно добавлять ещё минут 30 к партии смело — мы же посчитали этот момент непринципиальным и запаралелливались при каждом удобном случае.
Вообще игра провоцирует подаунтаймить — слишком много вкусных ходов, и хочется скрупулезно оценить их выгодность. Для меня даунтайм — не проблема, но, если вы не выносите, когда кто-то долго думает, имейте в виду — «Бессознательное» как бэ подстрекает к такому ходу дел даже тех игроков, которые обычно нини.
Что ещё важно — что тут бывают огромные снежные комья бонусов, и забыть получить какой-то из них проще простого. Не раз у нас была ситуация типа «ой, а вот тут у меня пациент при отдыхе мог подарить мне суперидею» или «а я тут забыл взять бонус района», ну и так далее.
Что касается конфликтности — лично я её в игре не сильно чувствовала, но здесь точно не кажется, что ты копаешься в своём огороде: во-первых, здесь важна гонка за цели, во-вторых, вы смотрите, кто где гуляет во Вене, в-третьих, всегда с оглядкой на соперника размещаете маркеры идей (а мест становится всё меньше и меньше и вам важно, кто когда отдохнёт — снимет свои идеи со стола, освободив нужные вам для выставления места), в-четвёртых, смотрите, кто какими трудами воспользовался при написании монографий — более чем достаточно точек соприкосновения.
Да, бывают ходы, где соперники на вас никак не влияют, но на следующем круге вам становится крайне важно, кто из них куда пойдёт и чем будет заниматься.
Возможно, описание спорных особенностей игры натолкнёт вас на мысль о том, что игра мне не зашла — дудки, мне больше чем просто понравилось, на самом деле. Настолько, что я даже серьёзно думаю над тем, чтобы продать пару игр Ласерды (есть те, что не самое большое впечатление произвели) или другую большую игру — и взять в коллекцию базу и допы «Бессознательного».
С такими большими и долгими (мы играли 3,5 часа) настолками всегда встаёт вопрос того, что из этого вы будете раскладывать и как часто, и вот «Бессознательное» для меня по длительности подготовки компонентов к партии и времени на освежение правил примерно сопоставимо с играми Ласерды и какой-нибудь «Вечной зимой» или «Трикерионом».
Ещё, как часто бывает у таких игр, мне кажется, что три — близкий к идеальному состав для этой настолки. Нет слишком длительного ожидания хода, но есть достаточное пересечение интересов.
Интересно, конечно, как игра покажет себя вдвоём — не посмотрела, как «Бессознательное» масштабируется, а Витале игра зашла, вот и терзают меня смутные сомнения.
Кстати, мы ещё играли без части модулей и допов — то есть может быть ещё больше всего, чем я описала:)
В общем, сложности я не боюсь, тема и исполнение для меня крайне круты, я осталась очень довольна партией и искренне задумываюсь о приобретении коробки.