Найти в Дзене
ПроТуймазы

В Туймазинском районе предприимчивая семья кормит население копченым мясом и рыбой

Супруги-северяне Резеда и Динар Хамраевы переехали в Туймазинский район несколько лет назад и увлеклись домашним копчением и вялением мяса. Их заготовки очень быстро стали популярными, и они решили построить на этом бизнес. Однако современное сертифицированное оборудование для копчения стоит немалых денег. Приобрести его помогла адресная программа на основе социального контракта.

До 2015 года супруги жили в Норильске. Динар Флюрович – высококлассный сварщик, трудился в одной из нефтяных компаний, а Резеда Рамельевна работала экономистом. Когда родилась дочь, супруги переехали на родину мужа в Туймазинский район, приобрели дом в Агиртамаке.

– Динар продолжил летать на северную вахту, а я занялась личным подсобным хозяйством, – рассказывает Хамраева. – Завела гусей, телят. Супруг помог заготовить корма, но завершить полный цикл откорма не получилось – через год у нас родился сын, я едва справлялась и от фермерской затеи пришлось отказаться.

Однажды муж привез листы железа и по чертежу из интернета сварил небольшую коптильную камеру. Затем мы приобрели несколько мешков щепы и начали коптить все подряд: гусятину, свинину, говядину. Следующей на очереди была рыба. Мы взяли на оптовой базе коробку мороженной скумбрии, однако после процесса копчения она вся полопалась. Но даже в таком некондиционном состоянии она оказалась очень вкусной. Я не унималась и продолжала эксперименты.
Испортила кучу рыбы, пока не выяснила, что определяющим фактором являются сроки ее вылова и заморозки. Если скумбрию, горбушу или терпуг заморозили в июне-июле, коптить ее большой риск – на выходе получится кашица в рыбной коже. Такой продукт, естественно, не продашь. Для копчения лучше всего пригодна морская или океаническая рыба, выловленная с сентября по ноябрь.

Хамраевы основательно погрузились в технологию рыбокопчения. Изучали на интернет-курсах особенности процесса, рецепты сухого и влажного посола, способы предварительной просушки сырья и многое другое.

– Нам пришлось покупать три-четыре коробки рыбы у разных производителей, – продолжает Резеда Рамельевна. – Затем мы опытным путем устанавливали, какой товар и когда заморожен. Кроме того, я освоила специальный прибор – термощуп, с помощью которого изучила температурные режимы обработки разных сортов рыбы. Со временем она перестала лопаться и имела нормальный солевой баланс.

Помню, в июле закоптили и продали в сельском чате первую партию рыбы горячего копчения. Пошли заказы, в том числе на продукты холодного копчения. Я зарегистрировалась в качестве самозанятой в налоговой службе.

Со своей идеей предприимчивая женщина обратилась в администрацию Туймазинского района . Бизнес-проект обсудили на "Предпринимательском часе", объяснили, что делать, чтобы развиваться.

- Благодаря адресной программе на основе социального контракта я получила субсидию в размере 350 тысяч рублей, купила современную коптильную камеру на 200 килограммов мяса, электрический сушильно-вялочный шкаф и автоклав, - продолжает она. - Теперь нам не требуется стружка, достаточно отходов доски или расщепленных поленьев. Себестоимость продукции снизилась, а процесс копчения сократился до четырех часов. Благодаря автоклаву я освоила и консервирование рыбы.

Для расширения круга клиентов Хамраева начала проводить дегустации прямо на сельскохозяйственных ярмарках. Теперь у нее отбоя нет от клиентов.

За 2019–2023 годы общий объем государственной поддержки малых форм хозяйствования составил более 3,4 млрд рублей. Ключевым фактором успешного развития отрасли АПК является техническая и технологическая модернизация. Глава Башкирии Радий Хабиров уделяет большое внимание поддержке агропромышленного комплекса, который является основой экономики региона. Он неоднократно говорил, что сельское хозяйство играет ключевую роль, обеспечивая рабочие места и продовольственную безопасность. Фермерам доступны различные инструменты поддержки, такие как гранты, субсидии и льготы, внедренные во всех районах.