У Александра Сергеевича Пушкина и его супруги Натальи Гончаровой было четверо детей – две дочери и два сына. Младшей дочери пары – Наталье, на момент кончины отца было всего 8 месяцев. 16 лет спустя, бесенок Таша, как ее называли в семье, вышла замуж за офицера Михаила Дубельта. Этот брак дочери Пушкина однако оказался несчастливым.
Супруг с необузданным характером
В семье Натальи родилось несколько детей, но жизнь супругов не заладилась. Михаил Леонтьевич, обладавший необузданным характером, ужасно ревновал свою красивую супругу, вокруг которой всегда вилось множество поклонников. В конечном итоге Михаил Дубельт превратился в настоящего домашнего деспота.
Промучившись с ним 9 лет, Наталья Александровна решила изменить свою судьбу и уехала за границу к матери и тетке. Обосновавшись за пределами России, она начала бракоразводный процесс. Развод Натальи и Михаила состоялся в 1868 г. Практически сразу после этого Наталья Александровна вышла замуж за принца Николая Наусского, с которым познакомилась еще в России, на одном из императорских балов.
Заботливый принц
После многих лет мучений судьба вознаградила младшую дочь Пушкина. Ее новый муж оказался человеком добрым и заботливым. В своей супруге Николай Наусский души не чаял. Поскольку Наталья, как морганатическая жена, не могла носить титул мужа, один из родственников Николая – влиятельный герцог Георг Виктор, даровал ей титул графини Меренберг.
За время супружеской жизни Наталья Александровна родила Николаю Наусскому троих детей. Судьба ее старшей дочери Софии, внучки Пушкина, родившейся в 1968 г, оказалась необыкновенно интересной. Как и ее мать и бабушка Наталья Гончарова, София уродилась настоящей красавицей. В юности она была окружена огромным количеством воздыхателей.
Спаситель и спасенная
Однажды, катаясь на лошади, на Французской Ривьере София Николаевна попала в очень неприятную и опасную ситуацию. Ее лошадь понесла, и она едва не погибла. Спасло Софию Николаевну то, что как раз в этот момент по Ривьере катался и великий князь Михаил Михайлович, кузен Александра III и внук Николая I. Увидев, что произошло, князь немедленно бросился Софии на помощь и остановил ее лошадь.
В последующем между спасителем и спасенной разогрелся нешуточный роман, закончившийся венчанием. София Николаевна и Михаил Михайлович поженились в Сан-Ремо зимой 1891 года. Брак их оказался счастливым, но общество его принимать не захотело. Хотя отцом Софии Николаевны был принц, родилась она все же в морганатическом браке.
Гнев императора
Когда о свадьбе Михаила Михайловича узнала его мать, она не вынесла такого потрясения. Известие о свадьбе сына Ольга Николаевна получила, находясь на вокзале в Харькове. Неожиданная новость настолько расстроила великую княгиню, что у нее случился удар. От этого удара Ольга Николаевна так и не оправилась. Через некоторое время она скончалась.
Россией в то время правил Александр III, который, как известно, не выносил морганатических браков своих родственников. Связано это было с не совсем красивым поступком его отца – императора Александра II.
Александр II, как известно, еще при жизни императрицы Марии Александровны, матери Александра III, завел себе вторую семью с княжной Екатериной Долгоруковой. После кончины Марии Александровны император даже не выждал положенного траура и женился на своей возлюбленной.
Такое поведение Александра стало причиной множества переживаний его детей, включая Александра Александровича.
Узнав о женитьбе кузена, Александр III разгневался. Отец Софии Николаевны – Николай Наусский, пытаясь заступиться за дочь, написал российскому императору дружественное письмо. Однако это послание ничуть не смягчило Александра III. В ответном письме Николаю Наусскому император написал:
Я получил письмо Вашего Высочества. Я могу на него ответить лишь сообщением, что брак Великого Князя Михаила Михаиловича, заключённый без моего разрешения и без согласия и благословения его родителей, никогда не сможет быть признан законным и должен рассматриваться как ничтожный и недействительный. Александр.
Изгнание
В наказание за непослушание Александр III лишил Михаила Михайловича всех чинов, установил опеку над его имуществом и запретил ему въезд в Россию. Великий князь и его супруга были вынуждены остаться за границей.
Простил Михаила Михайловича и признал его брак законным лишь следующий российский император – Николай II. Николай, помимо всего прочего, даровал супруге двоюродного дяди титул графине де Торби. В Россию Михаилу Михайловичу вернуться однако было не суждено.
Простив великого князя и вернув ему воинские звания, приказа Александра III князю оставаться за границей Николай II однако не отменил. В 1914 г, после начала Первой мировой войны Михаил Михайлович испросил у императора разрешения вернуться в Россию. Ответа на свое письмо он не получил.
Роскошный подарок
Со своей женой – Софией Николаевной, Михаил Михайлович прожил долгую и счастливую жизнь. Известно, что супруги очень любили друг друга. Михаил Михайлович относился к Софии Николаевне с огромной теплотой. Понимая, насколько тяжело ей переносить неприятие окружающих, в 1901 г. великий князь опубликовал роман «Не унывай», посвященный Софье Николаевне.
Конечно же, за время супружеской жизни Михаил Михайлович подарил жене и множество дорогих подарков, включая драгоценности. Самым известным таким презентом великого князя стала роскошная и очень дорогая тиара с рубинами и бриллиантами. Это украшение Михаил Михайлович преподнес Софии Николаевне в качестве свадебного подарка.
Уникальная тиара 5 в 1
Изготовил эту замечательную тиару известный ювелир Болин. Болины служили Романовым верой и правдой около 200 лет. Тиара Софии Николаевны, созданная ими, имела две очень интересные особенности.
Во-первых, это украшение было необыкновенно комфортно носить, поскольку оно отличалось малым весом. Весила диадема Софии Николаевны всего 159 грамм.
При этом тиара была еще и украшением-трансформером, настоящей парюрой 5 в 1. При желании диадему можно было разобрать и получить серьги, три броши и колье. Рубины в диадеме были огранены в технике кабошон, что для таких камней считается редкостью. Всего при изготовлении украшения Болин использовал 70 рубинов, и 822 бриллианта.
В последующем красивая рубиновая тиара Софии Николаевны передавалась по наследству в семье де Торби. В 1916 г. София де Торби и великий князь Михаил Михайлович подарили это украшение своей второй дочери Надежде, правнучке Пушкина по материнской линии, на ее свадьбу с принцем Джорджем Маунтбеттеном.
Следующем владельцем тиары стал сын Надежды, праправнук Пушкина, Дэвид. В конечном итоге украшение перешло в собственность одной из невесток Маунтбеттенов – Сара Уолкер.
Драгоценность императорского дома
Сразу же после того, как София Николаевна получила в подарок от мужа рубиновую тиару, об этом украшении начала ходить необычная легенда. Согласно этой легенде, диадема должна была рано или поздно вернуться в Россию.
Именно так в последующем и произошло. Для Сары Уолкер, в отличие от самих де Торби, доставшаяся ей тиара не несла никакой сентиментальной ценности.
Поэтому однажды владелица решила ее продать. При этом Сара рассчитывала выручить за украшение относительно небольшую сумму. Тиара, по сути, должна была быть продана по цене металла и камней. Одно время Сара даже хотела продать диадему по частям, разобрав, на серьги, броши и колье.
Подумав однако, Уолкер решила все же предварительно посоветоваться со своим русским другом, предпринимателем Артемом Тарасовым. Рубиновая тиара внуки Пушкина, подаренная великим князем и сделанная по его заказу, безусловно, могла считаться одной из драгоценностей российского императорского дома. Поэтому Артем Тарасов поставил перед собой задачу вернуть реликвию в Россию.
Новый владелец
Никто из банкиров и олигархов, к которым обращался предприниматель, оказать содействие в возвращении тиары в Россию однако не захотели. План Артема Тарасова сорвался.
Но все же позднее, через несколько лет предприниматель нашел человека, который выкупил тиару у Сары Уолкер. Кем именно стал этот покупатель, доподлинно неизвестно. Но по уверению Артема Тарасова, приобрела тиару гражданин России.
В любом случае возможность полюбоваться рубиновой тиарой внучки Пушкина у любителей истории сегодня имеется. Новый владелец диадемы разрешает время от времени забирать ее и выставлять в экспозициях российских музеев.