О том, что HR (Human Resources) – это не только кадровое делопроизводство и поиск сотрудников, знают не все. Даже эйчары не все догадываются, как широка сфера управления персоналом сегодня. На определенном этапе карьерного пути, невольно спотыкаешься об вопрос «А туда ли я иду?». И тут есть три пути:
· сменить компанию (самый популярный, но не всегда эффективный),
· обучиться и сменить область деятельности,
· совместить то и другое.
Если выбирать по пути наименьшего сопротивления, наилучшим вариантом будет сменить область деятельности внутри HR. К моменту, когда человек задается таким вопросом, он уже знает свои сильные и слабые стороны, какую часть своей работы он делает с удовольствием, а что тяготит. В HR есть пространство для реализации как творческих и организаторских качеств, так и учетных и аналитических черт.
Итак, мой обзор HR-направлений, для тех, кто готов расти из рекрутера или специалиста по кадрам в актуальные сегодня профессии в сфере работы с персоналом.
· HR-аналитик – это мое любимое. Вам понравится, если вы любите магию цифр, наглядность и инфографику. И это не только про воронку подбора и KPI, сюда же общие показатели расходов на персонал, обучение, оценка эффективности и проч.
Что прокачать: статистика, математика.
Чему обучиться: дашборды в Power Bi, Tableau, Qlikview и, конечно, надо быть богом Экселя.
· HR BP (HR Business Partner) подойдет стратегам, тем, кто знает основы бизнеса, и глубоко понимает цели компании. Новая и очень модная еще недавно должность сегодня вполне обычная позиция в серьезно настроенной компании.
HR BP умеет говорить на языке бизнеса и полностью встроен в деловые процессы, являясь связующим звеном с сотрудниками компании.
Что прокачать: навык ведения переговоров, бизнес-анализ, знание всех сфер управления персоналом.
Где обучиться: есть целевые курсы, например, в школе управления Сколково, в Skillbox, Eduson.
· Talent manager – поиск, обучение, коучинг, менторинг. Предстоит выстраивать карьерные траектории сотрудников, видеть и раскрывать их потенциал.
Сюда входит планирование и организация обучающих мероприятий, выстраивание системы карьерного развития и роста сотрудников внутри компании. Разработка и внедрение компетенций, а также оценка персонала. Работа интересная и при наличии определенных навыков, достаточно творческая.
Что прокачать: создание моделей компетенций, организация тренингов и проведение оценки персонала, потребуются развитые коммуникативные навыки.
Чему обучиться: Talent Q, SHL, HT Lab, Hogan, Disc, психологическое образование как плюс.
Не путать с:
· Менеджер по обучению (Training manager) – для организаторов и планировщиков. Понадобятся навыки ведения договоров, не обойдется без отчетности и составления плана. На самом деле специализация достаточно широкая и перспективная. У крупных холдингов и госкорпораций целые собственные школы и учебные центры, не только для внутреннего, но и внешнего обучения. Таким образом, есть возможности не только для организации обучения сотрудников компании, но и перспектива запуска и управления долгоиграющих образовательных проектов.
Что прокачать: подготовка презентаций, коммуникативные навыки, понимание L&D и T&D.
Чему обучиться: SAP ERP, ЕОСДО, Рекорд 2.0.
· C&A, B&A специалист – специалист по компенсациям и льготам. Тут понадобится общее понимание мотивации персонала. Заниматься придется формированием, внедрением и развитием системы вознаграждения, разработкой структуры грейдов. А также: администрирование оргструктуры, планирование и контроль расходов на персонал, реализация компенсационного пакета, системы бонусов, льгот и премий. Работа интересна тем, что результат своей работы вы будете видеть на сотрудниках, в их лояльности к компании и на устойчивости цифр в KPI.
Что прокачать: образование в сфере финансового менеджмента или экономики труда как привилегия, умение готовить презентации и аргументировать разработанные программы на языке цифр и аналитики, уметь смотреть на задачи с разных сторон.
Где обучиться: потребуется знание Excel в совершенстве (сводные таблицы, большие объемы данных, сложные формулы, графики), 1С ЗУП, Visio, PowerPoint.
· Бизнес-архитектор в HR (он же: специалист по организационному дизайну и эксперт по организационному развитию).
Предстоит работать над синхронизацией бизнес-целей компании в направлении HR и потребностей персонала. Немного похоже на HR BP, но тут больше про распределение ценного человеческого ресурса, про то, как спроектировать правильные рабочие места и распределить на них правильных людей – заводить карты взаимодействия сотрудников и руководителей с HR-продуктами. Начать можно с аудита имеющихся HR-процессов, далее разработать архитектуру и интегрировать HR-продукты в общий ландшафт внутреннего и внешнего клиента.
Что прокачать: потребуется знание психологии, экономики труда, понимание кибернетики.
Чему обучиться: знание основ организационного дизайна и реинжиниринга бизнес-процессов, плюс программы Agile, Kanban, Scrum.
А еще есть Career Adviser, Employer brand-менеджер, Resecher. А главный тренд – HR Tech, цифровизация HR- самое актуальное сегодня направление. Это и системы для КЭДО, и новые сервисы для выплат и расчетов, и учетные кадровые системы, и искусственный интеллект, куда уж без него! ИИ-инструменты используются сегодня для автоматизации различных процессов и способствуют повышению эффективности сотрудников. Но это уже тема для отдельной статьи.
Хочу обратить внимание, что крайне важно быть последовательным в получении желаемой работы. Недостаточно обучиться необходимым программам, здорово бы помог практический опыт на текущем месте, пусть и минимальный или даже экспериментальный, вроде взять и вывести метрики, которые от тебя не ждут – для себя, для практики.
Расскажите про свой опыт роста в узкого специалиста внутри HR. Есть ли удовлетворенность, чувствуете ли личностный рост?