Найти в Дзене
Хроники св. Женевьевы

Сокровища улицы Муффтар

И сокровище в самом прямом смысле: в 1938 г. рабочие, сносившие старое задние (№51) на ул. Муффтар обнаружили в стене свертки тонкого холста, в которых оказались старинные монеты. Один из рабочих отнес несколько домой и отдал сыну, который играл с ними на улице. Дальше описывают какую-то совершенную случайность, якобы проходивший мимо мальчика человека заподозрил в весело звенящих монетках золото, пошел к отцу, они отправились ночью на стройплощадку, но только чтобы сохранить найденное, потому что наутро на площадку были вызваны официальные лица, зафиксировано более 3 тысяч золотых монет времен Людовика XV.

Даже загадки особенной не случилось, клад сопровождали письма советника и оруженосца короля Луи Нивеля, который оставил золото дочери. Очевидно, она его не получила. Клад был распределен между теми, кто его нашел, городом Парижем и наследниками (!) Нивеля, коих обнаружилось целых 82 человека.

БОльшая загадка заключается в том, почему Нивель не передал наследство традиционным способом. Как он умер неизвестно, могилы нет. Есть предположение, что он был последователем янсенистов, для которых и снимал этот дом, а особенно дьякона Франсуа Парижского, жившего и умершего недалеко отсюда, похороненного в церкви Сен-Медар в 1727 г.

Чудесное излечение служанки Мари-Анн Куроно на могиле Франсуа Парижского в 1731 г.
Чудесное излечение служанки Мари-Анн Куроно на могиле Франсуа Парижского в 1731 г.

Дьякон был настолько набожным, жил в такой аскезе, столько помогал обездоленным, что парижане начали почитать его как святого и приходить на его могилу за излечением. Возник почти культ, люди бились в конвульсиях на кладбище Сен-Медар, получали видения, говорили на незнакомых языках и делали пророчества. Церковь осудила эти явления, король закрыл кладбище в 1732 г., в ответ на что на стене кладбища появилась едкая эпиграмма: "Королем Богу запрещено совершать чудеса в этом месте."

Eugène Galien-Laloue.  Церковь Сен-Медар. Sotheby's
Eugène Galien-Laloue. Церковь Сен-Медар. Sotheby's

А церковь Сен-Медар стоит до сих пор на ул. Муффтар, вероятно появилась она после Х века, хотя предполагают и более раннее существование часовни, на этом месте обнаружены саркофаги времен Меровингов, и была центром предместья Сен-Медар, которое постепенно сливалось с уже известным нам предместьем Сен-Марсель. А улица Муффтар еще при римлянах была гораздо длиннее, чем сегодня, стала главной дорогой предместья Сен-Марсель. Часть ее, ведущую в сторону современной площади Италии, к барьерам стены Откупщиков, в XIX веке перестроили и переименовали в авеню Гобелен.

 Maximilien Luce. Ул. Муффтар. Музей искусств Индианаполиса
Maximilien Luce. Ул. Муффтар. Музей искусств Индианаполиса

Что сегодня можно увидеть на ул. Муффтар? Мое впечатление - вечный праздник. Там, ближе к концу улицы, в южной ее части, каждый день, кроме понедельника работает рынок, все радости французской гастрономии, паштеты, рийеты, улитки, сыры, тоже своего рода сокровище. Особенно оживленно по выходным, когда местные жители идут за покупками, тут же кафе, вино в обед, цветы домой, собачки, дети, багеты из сумок, соседа встретили, выбрали правильные отбивные, это ли не выходной?

-5

Здесь проходили съемки фильма "Джули и Джулия" 2009 г. с Эми Адамс и Мэрил Стрип. Не слишком его люблю, особенно современную часть, но французские сцены прелестны. Наткнулась в сети на статью кулинарного блогера, американки в Париже, она рассказывает, что видела, как велись съёмки, как устанавливали реквизит, тележки, весы и обсуждали стоимость моркови в 50-х гг., которую писали мелом на дощечке.

Fernand Maillaud. La rue Mouffetard (1905)
Fernand Maillaud. La rue Mouffetard (1905)

Но в XIX в. и даже позже здесь было нехорошо. Леон Доде описывает улицу как самую замечательную в Париже по количеству грязи, убожества, зловония, заполненную существами в лохмотьях без возраста и пола, но не без запаха, собаками и крысами. Живописно и довольно отвратительно.

Или такие слова:

Париж, улица дю Кокдор, семь утра. С улицы залп пронзительных бешеных воплей – хозяйка маленькой гостиницы напротив, мадам Монс вылезла на тротуар сделать внушение кому-то из верхних постояльцев. У мадам деревянные сабо на босу ногу, седые волосы растрепаны.
Мадам Монс: «Чертова шлюха! Сколько твердить, чтоб клопов не давила на обоях? Купила, что ли, мой отель? А за окно, как люди, кидать не можешь? Espece de trainee!»
Квартирантка с четвертого этажа: «Да заткнись, сволочь старая!»
Следом под стук откинутых оконных рам со всех сторон разнобой ураганом летящих криков, и половина улицы влезает в свару. Рты затыкаются внезапно, когда минут десять спустя народ смолкает, заглядевшись на проезжающий отряд кавалеристов.

Колоритно и не так отвратительно. Улицу Золотого петуха, дю Кокдор, как в переводе, вы в Париже не нашли бы и в н. ХХ века, когда строки эти писал Джордж Оруэлл, так в своей повести "Фунты Лиха в Париже и Лондоне" он назвал улицу Железного котелка, где жил, выходящую на ул. Муффтар.

Philippe de Champaigne/ Вид на церковь Сен-Медар с замком Биcетр. 1656 г. © Bibliothèque nationale de France
Philippe de Champaigne/ Вид на церковь Сен-Медар с замком Биcетр. 1656 г. © Bibliothèque nationale de France

Это был уже хоть и город, но рабочая его окраина, в которой сосредоточилось множество мелких производств и ситуация эта не менялась примерно с XVI столетия. А вот еще раньше местность эта была зелена, свежа, через нее протекала еще чистая речка Бьевр, на берегах которой строили загородные поместья сеньоры. Известно, что герцог Орлеанский, который брат короля Карла VI, имел здесь жилище с обширным садом, душистыми травами в нем, капустой для кроликов и деревьями, в которых селились птицы. Об этом поместье до XIX в напоминала ул. Орлеан, сегодняшняя Добентон, что выведет вас прямо к Ботаническому саду.

 Lansiaux, Charles Joseph Antoine. Фасад казармы Республиканской гвардии (ancien emplacement du couvent des religieuses hospitalières de Notre-Dame de la Miséricorde), 61 rue Mouffetard ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Lansiaux, Charles Joseph Antoine. Фасад казармы Республиканской гвардии (ancien emplacement du couvent des religieuses hospitalières de Notre-Dame de la Miséricorde), 61 rue Mouffetard ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Дом № 61 - длинное, серое неприметное здание - казармы республиканской гвардии на месте разрушенного в революцию монастыря Богоматери Милосердия, сестры принимали на лечение женщин.

Marville, Charles.  Пассаж Патриархов. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Marville, Charles. Пассаж Патриархов. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

В XIV веке кардинал Бертран де Шанак, патриарх Иерусалимский владел особняком на улице Муффтар (примерно, но не точно, №№ 115-119), поместье было обширным, резиденция породила и одноименную улицу по соседству, и пассаж, и позднее рынок, закрытый только в 1953. г. Во времена религиозных войн бывшая патриаршья собственность то ли принадлежала, то ли сдавалась в аренду гугенотам для их собраний. И вот в 1561 кальвинистская служба была прервана каким-то слишком уж громким звоном колоколов церкви Сен-Медар, гугеноты сначала вежливо попросили тишины, им грубо отказали, они сломали двери церкви, убили, как пишут, 50 человек, взяли пленных. На следующий день католики ворвались в дом патриарха, разграбили его, повесили участников вчерашних событий. В общем, лишний раз упомяну о том, что главную заслугу Генриха IV вижу в установлении веротерпимости.

ул. Муффтар, 69, "Старый дуб".
ул. Муффтар, 69, "Старый дуб".

Еще одним сокровищем ул. Муффтар можно считать некоторое количество сохранившихся вывесок: например бывшая мясная лавка в д. № 6 или питейное заведение в д. 122. Или полностью расписанный фасад тоже бывшей мясной лавки 1930 г., очень красивый, или вывеска "Веселый негр", вызвавшая скандал. Дом №69, бывшая винная лавка, украшает дуб, но это, к сожалению, современная копия, старая вывеска неизвестно как исчезла. В соседнем доме с 1840-х гг. проходил бал, известный в драками, скандалами и преступлениями: в 1863 г. убили хозяина бала. Бал просуществовал до конца столетия под названием соседской вывески - "Старый дуб" (Vieux chêne).

Э. Атже. Двор отеля Сципион ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Э. Атже. Двор отеля Сципион ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Недалеко от ул. Муффтар можно увидеть, если попасть во двор, неожиданное для этого района здание эпохи Возрождения - сохранившийся с 1565 г. особняк флорентийского банкира Сципиона Сардини, прибывшего в Париж с Екатериной Медичи и вроде бы имевшего с ней какие-то дела. После его смерти в особняке были больницы, после революции и до 1974 г. - пекарня парижских больниц. Сегодня здание продали частному застройщику, который обязался открыть в нем университетский кампус. Интересно, что останется от здания. Уже после смерти банкира, в XVII столетии к его особняку примыкало обширное кладбище Кламар, изначально принадлежавшее Отель-Дье, который со временем разрешил использовать его все парижским приютам.

Рынок на ул. Муффтар. 1896 г.
Рынок на ул. Муффтар. 1896 г.

Не совсем поняла, как рассказ закончился кладбищем, но уж как вышло, оставлю, вдруг оно вам в какой книге попадется, будет ясно, где находилось. Улица Муффтар, которую парижане называют просто Муф(ф) сегодня, конечно, центр притяжения туристов и не только в V-м округе: барон Осман сюда не добрался, ресторанов и лавок тут очень много, витрины разнообразные, пафоса и модных домов пока не наблюдается, часть ее может быть позапущенней, часть понарядней, но Париж здесь можно найти.

Для дальнейшего знакомства с Парижем подписывайтесь на мой телеграм-канал, там другие истории, например про каштаны, про трость Бальзака.

Или читайте другие статьи здесь, про известный книжный магазин

про известный ресторан

или про парижских мясников, это интереснее, чем кажется на первый взгляд