Найти в Дзене
Ваш дошкольник

Как можно научить ребенка читать про себя

Упражнения по выработке у детей навыка чтения про себя

В системе упражнений по выработке навыка чтения молча ведущими являются те, которые направлены на антиципированное восприятие текста (смысловая догадка, предвосхищение содержания), а также составление плана текста.

Для примера возьмем упражнения на восстановление диалогов, предложенные И. З. Посталовским. Учитель зачитывает диалоги, в которых опущены отдельные слова. Аналогичные задания можно раздать напечатанными, и каждый учащийся будет работать над восстановлением текста самостоятельно.

Диалог 1

А) Скоро мы пойдем ... Пете.

Б) А что ... ним случилось?

А) Ничего ... ним не ... . Он пригласил нас в .... У него день ....

Диалог 2

А) Ты опоздал ... 10 ... .

Б) Вчера ты тоже ..., а я тебе ничего не ... .

А) У меня была уважительная ... .

Б) Какая у тебя была ... ?

А) Я потерял ключ от ... и не мог закрыть ....

Диалог 3

А) Возьми чайник и налей ....

Б) В чайнике достаточно ... .

А) Поставь его на ... .

Б) А чем зажечь ...? Тут лежал коробок ... .

А) Эти спички не ... . Они намокли.

Интересны и эффективны такие виды упражнений, как работа с планом текста и работа по выбору правильного варианта.

Работа с планом

1. Перед чтением текста учитель дает план данного рассказа. В плане пропущены 1—2 пункта. Номера пропущенных пунктов обозначаются. После чтения текста ученики должны дополнить пропущенные пункты. Если будет предложена другая формулировка пропущенного пункта, ее следует обсудить.

2. После прочтения учениками произведения учитель дает план. Затем он на слух предлагает набор предложений из текста. Ученики должны определить, какому пункту соответствует какое предложение. Предложения тут следует подбирать так, чтобы они максимально отражали содержание данного пункта плана.

3. Ученики читают текст. Учитель дает план, а затем читает вслух текст, опуская при этом часть, соответствующую 1 — 3-му пунктам плана. Ученики слушают и отмечают в плане те пункты, текст к которым при чтении учитель опустил.

Работа по выбору правильного варианта

1. После прочтения учащимися текста учитель зачитывает набор фраз, которые могут соответствовать или не соответствовать содержанию. Ученики записывают в тетради номер утверждения и рядом слово «да» или «нет».

2. После прочтения текста учитель зачитывает набор вопросов. Ученики должны ответом «да» или «нет» решить, дает ли текст данные для ответа на эти вопросы.

3. После прочтения учениками текста учитель зачитывает незаконченные предложения с тремя вариантами продолжения их. Ученики должны записать номер предложения и рядом букву самого лучшего варианта.

Далее можно приступать к такому виду работы, как выделение смысловых опорных пунктов. В его основе лежат деление текста на части и его смысловая группировка. Опорным пунктом может быть что-то краткое, сжатое, служащее основой для более широкого содержания. Главная задача — свести содержание всего текста к коротким и существенным логическим формулам, отметить и связать между собой важнейшие понятия и образовать логическую цепь рассуждений. То есть материал сжимается без потери основы.

Выделяют следующие уровни сжатия: текст—информация—смысл-значение.

Этот прием лег в основу дифференциального алгоритма чтения, который заключается в следующем:

а) выделение ключевых слов;

б) выявление смысловых рядов;

в) выявление цепи значений.

Для успешного использования этого алгоритма нужно точно знать, что именно необходимо взять из данного текста, то есть использовать необходимую целевую установку.

Поиск ключевых слов и выявление смысловых рядов производится в самом тексте, изменяя его только количественно. Затем сообщение подвергается и качественному изменению, то есть текст преобразуется «для себя», приобретая наиболее удобную и понятную форму.

Нельзя не упомянуть о так называемых обучающих тестах, которые могут использоваться на всех этапах работы с текстом. Обучающие тесты — один из видов упражнений по выработке навыков чтения молча.

У тестов есть один существенный недостаток: они дают нам только результат мышления, но не показывают его ход. Учителя же обычно интересует именно последнее, так как, только зная индивидуальную систему мышления ребенка, можно способствовать ее совершенствованию. Для того чтобы устранить данный недостаток, после окончания тестирования можно провести дискуссию — обсуждение результатов. Каждый ученик должен объяснить, почему он дал тот или иной ответ на тестовый вопрос. Использование этого упражнения имеет еще и побочный результат — развитие устной речи ребенка. Каждая из предлагаемых ниже групп текстов соединена со специальной системой посильных для младших школьников тестовых заданий. Тесты заставляют анализировать текст, его содержание и структуру, выводят ребенка на новый уровень мышления.

Для чтения и упражнений рассмотрим пять групп текстов.

1 -я группа

В конце каждого текста стоят вопросы почему? и зачем? Ученик, молча прочитав текст и соотнеся его содержание со своим личным опытом, должен устно ответить на данный вопрос. Непосредственного ответа текст не дает. Эта группа предназначена для выработки умения устанавливать в тексте причинно-следственные связи.

Например:

Зимой надо тепло одеваться. Почему?

Ранку надо смазать йодом. Зачем?

Голуби вдруг испуганно взлетели. Почему?

В зоопарке жил ослик. Его не поместили в клетку. Почему?

Малыш схватил яблоко и захотел его съесть. Бабушка сказала: «Не спеши, сначала его надо помыть». Зачем?

Малыша ужалила пчела, и он заплакал. «Потерпи»,— успокоила его мать. Почему?

Лена посмотрела на небо и сказала: «Будет дождь». Почему?

Петя закрутил кран, но из него продолжала идти вода. Почему?

2- я группа

Прочитав каждый из текстов и проанализировав его смысловую сторону, ребенок должен определить, реально это событие или нереально, и привести доводы в пользу своего мнения. Эти тексты могут дать импульс для более интенсивного познания явлений и процессов в окружающем мире.

Например:

Раньше книги писали от руки.

Лев напал на пингвина. Пингвин взлетел и ушел от погони.

В морозном воздухе носились мухи.

Дождевые черви приносят большую пользу.

У стула было три ножки.

Из крана пошла морская вода.

Взошла луна, и стало совсем тепло.

3- я группа

Ученик читает незаконченный текст с несколькими разновероятными отдельными словами-предложениями. Нужно подчеркнуть тот вариант, который подходит к содержанию прочитанного. Упражнение направлено на выработку внимания при чтении и на анализ содержания.

Например:

Самолет круто взмыл: а) вверх, б) вниз.

Ноги промокли. Ботинки надо: а) помыть, б) посушить.

Вдали сверкнул маяк. Капитан сказал: «Скоро будет: а) море, б) порт, в) берег».

Часы остановились. Их надо: а) смазать, б) помыть, в) завести.

4- я группа

После каждого текста дается несколько предложений, которые либо соответствуют, либо не соответствуют содержанию прочитанного. Учащийся должен словами «да» или «нет» определить соответствие или несоответствие каждого предложения содержанию текста. Упражнение также направлено на выработку внимания и на анализ общего содержания текста.

Например:

1. Мой кот белый. Сегодня он черный. «Где ты был? Иди умойся». Кот уходит.

— Кот испачкался.

— Кот останется черным.

2. Маленькая Оля увидела коробок спичек. Она захотела зажечь спичку. Ее брат сказал: «Здесь огонь. Не буди его. Иначе — беда, все сожжет».

— Спички — игрушка.

— Брат старше Оли.

3. Вечером был салют. Все вышли посмотреть его. Какая красота! Ракеты разрывались в небе. Они падали вниз цветным огнем. Дети кричали: «Ура!»

— Был праздник.

— Был выходной день.

5- я группа

После каждого текста дается набор вопросительных предложений. Возможны два варианта работы.

1) Ученик, молча прочитав текст и вопросы к нему, должен подчеркнуть те из них, на которые текст дает ответ.

2) Учитель после чтения учениками текста зачитывает вопросы, и учащиеся должны на слух определить те из них, на которые текст явно или косвенно дает ответ.

Работа над данной группой помогает анализировать содержание текста, выделяя в нем главное.

Например:

1. Я живу в большом доме.

— В каком городе я живу?

— В каком доме я живу?

— Какая у меня квартира?

2. Земля была покрыта туманом, и самолет не мог приземлиться.

— На чем?

— Какой?

— Почему?

— Когда?

3. На столе лежала тетрадь моего друга.

— Чем?

— Где?

— Чья?

Защита своего мнения может перейти в свободную дискуссию учащихся в пользу того или иного высказывания. Учителю становится ясен обычно скрытый ход мышления. Должно соблюдаться важнейшее условие продуктивного диспута — благожелательность к выступающим и самокритичность во всех выступлениях.