Найти тему

Спектакль «Опасные связи» по роману Шодерло де Лакло. Часть 2.

Егор Перегудов: «Мы старались уходить от морализаторства. Для нас вопросы важнее ответов. А главный вопрос, который задает Шодерло, один – что такое настоящее счастье?».

Спектакль с блеском представляет эпоху 18 века и разоблачает философию крайнего эгоизма. Но в каком времени происходят события?

Галантный век, Спектакль «Опасные связи» в театре «Мастерская Петра Фоменко». Фото автора.
Галантный век, Спектакль «Опасные связи» в театре «Мастерская Петра Фоменко». Фото автора.

Длинный стол с едой напоминает роскошный голландский натюрморт 17 века и натюрморты на картинах Караваджо. Костюмы тоже переносят в эпоху галантного века, а интерьер создает мир мнимых ценностей, двоящийся в зеркалах. Но декорации прошлых веков не должны сбить нас с толку. Это и про нас! Единственное отличие от нашего времени - мы не гурманы слова.

В спектакле действие разворачивается вокруг стола, который, как ни странно, задает тему смысла жизни. Еда в культуре всегда священна. Через еду человек связывается с потусторонним миром. В христианскую эпоху основным смыслом жизни христианина была Евхаристия - причащение святых Христовых тайн.

Пир плоти. Спектакль «Опасные связи» в театре «Мастерская Петра Фоменко». Фото автора.
Пир плоти. Спектакль «Опасные связи» в театре «Мастерская Петра Фоменко». Фото автора.

Новое время, начиная с 17 века, стало временем нового язычества. Это же можно сказать и про наше время с его культом еды. Еда, потребление заменило смысл жизни. Человек уподоблен животному и сам себя поедает. Об этом снят фильм Марко Феррери «Большая жратва», где предсказана гибель человечества. О культе еды снял свой фильм Питер Гринуэй «Повар, Вор, его жена и ее любовник». А сколько сцен с едой в фильме «Крестный отец»!

Перед нами не пир духа, а пир плоти, где люди приносят в жертву всех вокруг, буквально поедая друг друга.

Музыка Монтеверди («Вечерня Пресвятой Девы Марии», «Плач нимфы»), Пергалези и Перселла разливает по залу скорбь по утраченному Раю. И это не случайно. Философ Хосе Ортега-и-Гассет увидел еще в начале 20 века стремление культуры к барокко.

Сюжет романа затейлив. Светская львица маркиза де Мертей в письме делится планом со своим бывшим любовником и первым развратником Парижа Вальмоном тем, что она задумала обесчестить малышку Сесиль де Воланж (девушке 15 лет) перед замужеством с графом де Жеркуром, поскольку тот предпочитает невинность. Жеркур когда-то бросил маркизу, и теперь она одержима местью. Она просит помощи у Вальмона, а тот бьется на своем фронте любви, пытаясь совратить президентшу де Турвель (она замужем за председателем одной из палат провинциального парламента), известную своим благочестием.

-3

Святоша не сдается, Сесиль тоже, потому что она влюблена в кавалера Дансени. Дансени считает святотатством посягнуть на честь Сесиль, и маркиза кусает локти. И тут в игру вступает Вальмон, соглашаясь на обещание маркизы в случае успеха с Сесиль и победой над добродетелью снова сделаться его любовницей. Вальмону все удается, но он влюбляется в госпожу де Трувель, и маркиза де Мертей, как женщина умная и проницательная, понимает это по его письмам. И, хотя Вальмон крайне откровенно рассказывает даже о ночи, проведенной с «божественной, восхитительной, редкой женщиной», маркиза требует самой большой жертвы для исполнения ее части сделки. По ее наказу Вальмон шлет своей возлюбленной письмо, в котором объявляет о разрыве с ней, повторяя не свои слова: «Не моя вина». В оригинале: «Это выше моих сил». Маркиза не выполняет свою часть обязательства, ревнуя к Трувель, и между ними начинается война. Развязка для всех участников трагична.

Егор Перегудов изменил образы некоторых персонажей. Президентша де Трувель (Серафима Огарева) в спектакле женщина несчастная и резкая, чего не скажешь про нее в романе. Она как будто приняла обет добродетели через силу. И эта ее мука выражается в вечном посте: жевании сельдерея, капусты и огурцов. В романе она другая: прежде всего нежная, чистая душой и естественная. И она, действительно, пытается спасти душу Вальмона.

Президентша де Трувель - постница. Спектакль «Опасные связи» в театре «Мастерская Петра Фоменко». Фото автора.
Президентша де Трувель - постница. Спектакль «Опасные связи» в театре «Мастерская Петра Фоменко». Фото автора.

Видимо, здесь режиссеру нужно было показать другой тип женщины. Вот как рассказывает о своей роли Серафима Огарева: «Героиня нарушает заповедь и этим разрушает собственное представление о себе. Оказалось, всех этих добродетелей в ней просто нет. И я думаю, она не жалеет о потере. До встречи с Вальмонтом она пребывала в тяжелой гордыне».

Виконт де Вальмон (Томас Моцкус) тоже необычен. Его играет актер средних лет, с сильно загорелом лицом. Возможно, это результат хорошего отдыха, но эта черта хорошо работает на весь имидж героя. Он не обладает особой харизмой соблазнителя, но в этом-то все и дело. Вальмон Томаса Моцкуса тоже олицетворяет либертена, но не 18 века, а нашего. Этакий немолодой, богатый, самодовольный ловелас, привыкший срывать цветы удовольствия.

Виконт де Вальмон ( Томас Моцкус). Спектакль «Опасные связи» в театре «Мастерская Петра Фоменко». Фото автора.
Виконт де Вальмон ( Томас Моцкус). Спектакль «Опасные связи» в театре «Мастерская Петра Фоменко». Фото автора.

В романе Вальмон влюбляется в госпожу де Трувель, и сила чувства, охватившая главных героев, открыла новую страницу в литературе под занавес галантного века.

 Госпожа де Трувель предчувствует измену. Лимон в голландском натюрморте символизирует неверность. Спектакль «Опасные связи» в театре «Мастерская Петра Фоменко». Фото автора.
Госпожа де Трувель предчувствует измену. Лимон в голландском натюрморте символизирует неверность. Спектакль «Опасные связи» в театре «Мастерская Петра Фоменко». Фото автора.

В спектакле Вальмон больше одержим маркизой де Мертей в блестящем исполнении Полины Кутеповой. Режиссер сделал акцент на дуэли либертенов во имя собственной гордости, поэтому чуда любви между госпожой де Трувель и Вальмоном по задумке режиссера не случилось. По крайней мере, мне так показалось. Вальмон занят маркизой, а точнее, своим тщеславием. Режиссер противопоставляет неэгоистическую любовь разрушительному эгоизму.

Маркиза и виконт - либертены высшей лиги. Спектакль «Опасные связи» в театре «Мастерская Петра Фоменко». Фото автора.
Маркиза и виконт - либертены высшей лиги. Спектакль «Опасные связи» в театре «Мастерская Петра Фоменко». Фото автора.
Маркиза и виконт.
Маркиза и виконт.

В программке Сесиль (Дарья Коныжева) и Дансени (Владислав Ташбулатов) названы аппетайзерами, которых подают к столу прожигателей жизни, охочих до новых блюд. На самом деле, власть над душами, а не телами, для них самое приятное. Речь уже идет об эротизации воли, по словам Андре Мальро.

 Искусство страсти нежной, или уроки полового воспитания. Спектакль «Опасные связи» в театре «Мастерская Петра Фоменко». Фото автора.
Искусство страсти нежной, или уроки полового воспитания. Спектакль «Опасные связи» в театре «Мастерская Петра Фоменко». Фото автора.

Они бьются за власть и утверждение собственного «Я» над другими. Их оружие - разум, талант комедианта и воля, как говорит маркиза. Правда, маркиза тоже совершит просчет. В ней самой вспыхнет то ли любовь, то ли тщеславие оскорбленной женщины. И мир, основанный на расчете и контроле, полетит в тартарары.

А счастье? Оно мимолетно, как писал Руссо. А мы ищем его за пределами божественного и человеческого, и поэтому обречены. «А счастье было так возможно, Так близко…».

Рекомендую спектакль тем, кто хочет поразмышлять о счастье, увидеть напряженную интеллектуальную дуэль мужчины и женщины, жестокую борьбу чувства и долга, «половодье чувств» молодежи, и все это на фоне роскошного интерьера, великолепия костюмов и надрывающей душу музыки барокко.

Будет и знаменитый барочный прием - перевертыш, и игра со зрителем, и «десерт».

Спектакль длится 3 часа 20 минут.

Какие билеты лучше брать? Середину или места справа от центра.

Браво режиссеру и всей постановочной группе!