Егор Перегудов: «Мы старались уходить от морализаторства. Для нас вопросы важнее ответов. А главный вопрос, который задает Шодерло, один – что такое настоящее счастье?».
Спектакль с блеском представляет эпоху 18 века и разоблачает философию крайнего эгоизма. Но в каком времени происходят события?
Длинный стол с едой напоминает роскошный голландский натюрморт 17 века и натюрморты на картинах Караваджо. Костюмы тоже переносят в эпоху галантного века, а интерьер создает мир мнимых ценностей, двоящийся в зеркалах. Но декорации прошлых веков не должны сбить нас с толку. Это и про нас! Единственное отличие от нашего времени - мы не гурманы слова.
В спектакле действие разворачивается вокруг стола, который, как ни странно, задает тему смысла жизни. Еда в культуре всегда священна. Через еду человек связывается с потусторонним миром. В христианскую эпоху основным смыслом жизни христианина была Евхаристия - причащение святых Христовых тайн.
Новое время, начиная с 17 века, стало временем нового язычества. Это же можно сказать и про наше время с его культом еды. Еда, потребление заменило смысл жизни. Человек уподоблен животному и сам себя поедает. Об этом снят фильм Марко Феррери «Большая жратва», где предсказана гибель человечества. О культе еды снял свой фильм Питер Гринуэй «Повар, Вор, его жена и ее любовник». А сколько сцен с едой в фильме «Крестный отец»!
Перед нами не пир духа, а пир плоти, где люди приносят в жертву всех вокруг, буквально поедая друг друга.
Музыка Монтеверди («Вечерня Пресвятой Девы Марии», «Плач нимфы»), Пергалези и Перселла разливает по залу скорбь по утраченному Раю. И это не случайно. Философ Хосе Ортега-и-Гассет увидел еще в начале 20 века стремление культуры к барокко.
Сюжет романа затейлив. Светская львица маркиза де Мертей в письме делится планом со своим бывшим любовником и первым развратником Парижа Вальмоном тем, что она задумала обесчестить малышку Сесиль де Воланж (девушке 15 лет) перед замужеством с графом де Жеркуром, поскольку тот предпочитает невинность. Жеркур когда-то бросил маркизу, и теперь она одержима местью. Она просит помощи у Вальмона, а тот бьется на своем фронте любви, пытаясь совратить президентшу де Турвель (она замужем за председателем одной из палат провинциального парламента), известную своим благочестием.
Святоша не сдается, Сесиль тоже, потому что она влюблена в кавалера Дансени. Дансени считает святотатством посягнуть на честь Сесиль, и маркиза кусает локти. И тут в игру вступает Вальмон, соглашаясь на обещание маркизы в случае успеха с Сесиль и победой над добродетелью снова сделаться его любовницей. Вальмону все удается, но он влюбляется в госпожу де Трувель, и маркиза де Мертей, как женщина умная и проницательная, понимает это по его письмам. И, хотя Вальмон крайне откровенно рассказывает даже о ночи, проведенной с «божественной, восхитительной, редкой женщиной», маркиза требует самой большой жертвы для исполнения ее части сделки. По ее наказу Вальмон шлет своей возлюбленной письмо, в котором объявляет о разрыве с ней, повторяя не свои слова: «Не моя вина». В оригинале: «Это выше моих сил». Маркиза не выполняет свою часть обязательства, ревнуя к Трувель, и между ними начинается война. Развязка для всех участников трагична.
Егор Перегудов изменил образы некоторых персонажей. Президентша де Трувель (Серафима Огарева) в спектакле женщина несчастная и резкая, чего не скажешь про нее в романе. Она как будто приняла обет добродетели через силу. И эта ее мука выражается в вечном посте: жевании сельдерея, капусты и огурцов. В романе она другая: прежде всего нежная, чистая душой и естественная. И она, действительно, пытается спасти душу Вальмона.
Видимо, здесь режиссеру нужно было показать другой тип женщины. Вот как рассказывает о своей роли Серафима Огарева: «Героиня нарушает заповедь и этим разрушает собственное представление о себе. Оказалось, всех этих добродетелей в ней просто нет. И я думаю, она не жалеет о потере. До встречи с Вальмонтом она пребывала в тяжелой гордыне».
Виконт де Вальмон (Томас Моцкус) тоже необычен. Его играет актер средних лет, с сильно загорелом лицом. Возможно, это результат хорошего отдыха, но эта черта хорошо работает на весь имидж героя. Он не обладает особой харизмой соблазнителя, но в этом-то все и дело. Вальмон Томаса Моцкуса тоже олицетворяет либертена, но не 18 века, а нашего. Этакий немолодой, богатый, самодовольный ловелас, привыкший срывать цветы удовольствия.
В романе Вальмон влюбляется в госпожу де Трувель, и сила чувства, охватившая главных героев, открыла новую страницу в литературе под занавес галантного века.
В спектакле Вальмон больше одержим маркизой де Мертей в блестящем исполнении Полины Кутеповой. Режиссер сделал акцент на дуэли либертенов во имя собственной гордости, поэтому чуда любви между госпожой де Трувель и Вальмоном по задумке режиссера не случилось. По крайней мере, мне так показалось. Вальмон занят маркизой, а точнее, своим тщеславием. Режиссер противопоставляет неэгоистическую любовь разрушительному эгоизму.
В программке Сесиль (Дарья Коныжева) и Дансени (Владислав Ташбулатов) названы аппетайзерами, которых подают к столу прожигателей жизни, охочих до новых блюд. На самом деле, власть над душами, а не телами, для них самое приятное. Речь уже идет об эротизации воли, по словам Андре Мальро.
Они бьются за власть и утверждение собственного «Я» над другими. Их оружие - разум, талант комедианта и воля, как говорит маркиза. Правда, маркиза тоже совершит просчет. В ней самой вспыхнет то ли любовь, то ли тщеславие оскорбленной женщины. И мир, основанный на расчете и контроле, полетит в тартарары.
А счастье? Оно мимолетно, как писал Руссо. А мы ищем его за пределами божественного и человеческого, и поэтому обречены. «А счастье было так возможно, Так близко…».
Рекомендую спектакль тем, кто хочет поразмышлять о счастье, увидеть напряженную интеллектуальную дуэль мужчины и женщины, жестокую борьбу чувства и долга, «половодье чувств» молодежи, и все это на фоне роскошного интерьера, великолепия костюмов и надрывающей душу музыки барокко.
Будет и знаменитый барочный прием - перевертыш, и игра со зрителем, и «десерт».
Спектакль длится 3 часа 20 минут.
Какие билеты лучше брать? Середину или места справа от центра.
Браво режиссеру и всей постановочной группе!