Несмотря на ее ужасающую природу, гильотину некоторые считают самым безболезненным методом казни.
Смертная казнь поднимает множество моральных вопросов. Имеет ли государство право отнимать жизнь? И если да, то как это сделать наиболее гуманно? Коктейли с наркотиками и смертельные газы могут быть непредсказуемыми, казнь на электрическом стуле кажется варварской, а гильотина, наоборот, почти церемониальна - преступник обезглавливается одним быстрым взмахом лезвия.
Тяжелое лезвие моментально повреждает нервы, сухожилия и спинной мозг. Теоретически это должно означать мгновенную смерть. Но так ли это на самом деле? И откуда нам это знать?
Жизнь после смерти
Получить достоверные данные о том, испытывает ли человек, которому отрубили голову, физический дискомфорт, практически невозможно.
Существуют сообщения о том, что гильотинированные ненадолго оставались в сознании. Например, когда английскую королеву Анну Болейн казнили в 1536 году, свидетели утверждали, что ее губы продолжали шевелиться, словно она хотела что-то сказать.
В 1905 году французский врач Жак Босье утверждал, что обезглавленный человек, которого звали Лангуйль, смотрел на него после казни. Однако критики обвинили Босье в преувеличении.
Ученые пытались получить более объективные данные, проводя эксперименты на животных. В исследовании 2013 года, проведенном в Новой Зеландии, изучалась мозговая активность обезглавленных крыс с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ). Удивительно, но активность ЭЭГ сохранялась в течение 10-15 секунд после обезглавливания, что теоретически могло означать, что крысы испытывали боль.
Однако, несмотря на результаты исследований, неясно, действительно ли сообщения о том, что заключенные выглядели встревоженными после казни, были достоверными. Движения мышц лица могли быть посмертными подергиваниями, которые наблюдатели сочли выражением сознания.
В итоге, вопрос о том, насколько безболезненна смерть от гильотины, остается открытым.