Найти тему
SMM-агентство Repulbic

Темные паттерны и неэтичный маркетинг, или как женщин научили курить

Вы знали, что всего один человек научил женщин курить сигареты и сделал бекон идеальным завтраком для американцев?

Представляем вам великого и ужасного Эдварда Бернейса, отца PR, племянника Фрейда, создателя многих методов маркетинга и пропаганды, использующего психологию и социологию.

Эдвард Бернейс
Эдвард Бернейс

В начале XX века курение женщин считалось моветоном. Табачные компании стремились освоить "женский рынок", но для этого нужно было изменить культуру потребления, чем Бернейс и занялся, работая на «Lucky Strike». В это время он провел знаменитую акцию под названием «Факелы свободы».

Бернейс нанял женщин, которые публично закурили прямо во время шествия Пасхального парада. Представлялось это не как попрание христианских ценностей, а как акт женской эмансипации и свободы. И было это, на минуточку, в 1929 году. Так сигарета стала символом борьбы за права женщин.

Кроме того, он распространил идею, что курение способствует похудению. Это заблуждение распространяется до сих пор, хотя уже неоднократно доказано, что сигареты не влияют на изменение веса.

Слышали ли вы, что, если бросить курить, сразу наберешь несколько лишних килограммов? Ноги этого мифа растут именно из рекламной кампании Бернейса.

В этой и других акциях Бернейс использовал разные техники и манипуляции:

1. Создание иллюзии поддержки какого-то факта независимыми экспертами. Да, именно так происходил вброс лженаучного факта, что курение поможет похудеть. Те самые «эксперты», утверждавшие это, на самом деле получали деньги от клиентов Бернейса за работу.


2. Скрытая реклама. Пока работала акция «Факелы свободы», фотографии курящих женщин начали размещаться в журналах, газетах, на уличных плакатах. Также активно использовался продакт-плейсмент в кино, театрах и т. п.


3. Вброс и даже создание инфоповодов, которые поднимали интерес к товарам.

Эти методы сработали, потому что Бернейс продавал не продукт, а образ идеальной жизни, которая без этого продукта невозможна. Все маркетологи, по сути, продавцы счастья.

Понравилась статья? Подписывайся на наш канал, чтобы знать все о SMM-продвижении и маркетинге.