Что это такое? Зачем нужна? И чем отличается от других видов обучения педагогов?
Почему вообще возник такой вопрос?
На нашем курсе появилась новая форма занятий. Та самая педагогическая супервизия. Классная вещь! Ранее вообще нигде и никогда не существовавшая в педагогическом образовании, и совершенно неслучайно появившаяся именно в Академии письма. В этой статье я расскажу о том, что это такое, зачем она нужна и «с чем ее едят».
Для начала хотела бы определиться с понятием супервизии.
Возможно, оно незнакомо. И это неудивительно. В педагогике оно никогда не использовалось. И появилось на нашем курсе благодаря тому, что я и педагог, и психолог (а точнее - экзистенциальный консультант и терапевт). Человек и пароход ))
Итак, понятие «супервизия» изначально принадлежит миру психологического консультирования. Она может проходить в форме терапевтической сессии, на которой присутствует супервизор – более опытный коллега, который помогает увидеть новые ракурсы, раскрывает терапевтический случай в свете своей профессиональной позиции.
Это помогает расширить представление консультанта и его видение еще одним видением. Что, несомненно, обогащает и развивает!
К слову сказать, именно так, когда я только начинала обучать педагогов своей методике (Матричное письмо), проходили «экзамены» по окончанию обучения. Педагог вел ученика, на занятиях которого я присутствовала время от времени. А потом я говорила свое мнение о том, что я видела и как это понимала. Тогда я еще не была терапевтом, и такая форма демонстрации приобретенных знаний просто представлялась мне наиболее естественной. Кстати, в педагогике есть практика открытого урока. Наверное, то, как проходил этот экзамен тогда, можно было бы назвать именно открытым уроком. Если не выбиваться из педагогической терминологии.
С тех пор прошло невероятно много времени. Я уже увидела в какой-то момент, что проблемы моих учеников (детей) часто лежат намного глубже, чем просто на уровне навыка. Тогда я поступила в Международный институт экзистенциального консультирования, чтобы разобраться в этом. Дополнительным бонусом моего обучения по направлению «психотерапия» стало то, что я смогла глубже разобраться еще и в психологии письма… Но об этом позже. Здесь важнее всего сказать, что в своей терапевтической практике я познакомилась с той самой супервизией, о которой не слышала до этого. Ведь я не называла так экзамены – открытые уроки. И не участвовала в подобных мероприятиях в своей педагогической практике.
Что я открыла для себя и продолжаю открывать при каждом участии в супервизии?
- Во-первых, супервизия, особенно если она групповая, и супервизоров несколько, помогает «снять профессиональные шоры» и начать видеть в разы шире, глубже и просто ИНАЧЕ.
- Во-вторых, в какой-то момент я поразилась тому, насколько разными могут быть варианты решения одной и той-же проблемы разными специалистами. Это буквально означает, что нет единственно правильного решения. Их может быть бесконечное множество! Этот путь не происходит только от терапевта. Он рождается между терапевтом и клиентом, совместно. И он не является априори верным или неверным. К одному и тому же результату в терапии можно прийти миллионом разных путей. Это восхитило меня, наложило огромный отпечаток на мою работу со студентами и легло в основу совершенно нового подхода к их обучению.
- В-третьих, супервизия помогает справится со сложностями и почувствовать, что ты не один. Это чувство локтя. И чувство закрытой спины. Оно дает огромную уверенность в своих силах.
Это, пожалуй, мои самые яркие впечатления от супервизий. Хотя и не единственные.
Этих впечатлений хватило для того, чтобы без промедлений организовать супервизии на нашем курсе, как только я услышала от студентов, что они встречаются с трудностями, когда выходят на практику. И назвала их педагогическими супервизиями.
А почему не открытыми уроками, спросите вы? Или педсоветом. Чем педагогическая супервизия отличается от них? За советом друг к другу и к коллективу педагоги, как известно, обращались всегда.
Мне повезло. Я участвовала и в открытых уроках, и в педсоветах, и в супервизиях. И я увидела одно принципиальное отличие между отзывом более опытных коллег в педагогике и таким же отзывом в психологическом консультировании.
Сами принципы проведения подобных встреч разнятся. И хотя, конечно же, как и везде, здесь огромную роль играет человеческий фактор, все же есть и чисто профессиональные моменты. Сейчас объясню, о чем именно я говорю.
Дело в том, что исторически так сложилось, что педагоги – это учителя.
Мы учим. И такой способ взаимодействия (больше похожий на воздействие) предписывает нам исправлять ошибки и говорить, как нужно было поступить на самом деле.
Иными словами мы оцениваем, насколько правильный вариант выполнения задания перед нами, в чем именно он неправильный, как нужно было выполнить задание, чтобы было правильно, и так далее.
В психологическом консультировании совершенно другие основания отношений.
Здесь нет цели научить. Есть цель поделиться опытом и видением, не давая никаких оценок действиям коллеги. На супервизии не говорят, что правильно, а что – нет. Это запрещено.
И это самое главное и базовое отличие между супервизией и открытым уроком, например. Ведь урок остается уроком.
Хотя, повторюсь, и подходы к педагогике очень разные, и отношение педагога к ученику, несомненно, тоже.
Наверное, здесь уместнее всего сказать, что в педагогике в принципе есть такая трудность. Именно по этой причине педагоги-новаторы, педагоги-гуманисты описывают свой опыт других подходов, других оснований к образ-ованию. Создают альтернативные направления в педагогике. Создают другую педагогику.
Я не случайно написала слово образ-ование через тире. Так я выделила слово «образ». Зачем? Ну, например, вместо образования можно было бы написать об-учение. И тогда мы видим и чувствуем, что здесь будет много учения.
Учение - это не плохо! Иногда просто научить чему-то – это вообще единственное, что требуется в данной ситуации. Но это не единственная форма взаимодействия в образовании.
И когда учения, по-учения, на-учения становится слишком много, то педагогика становится однобокой, одноракурсной, односторонней, однообразной. А одинаковость во всех жизненных ситуациях – это болезнь.
И вот, чтобы педагогика не болела… И чтобы мы не болели в педагогике, занимаясь педагогическим трудом… И чтобы, наши ученики не болели… Я специально поставила учеников на последнее место, ибо рыба, как известно, начинает болеть с головы…
Так вот, чтобы педагогика, педагоги и ученики не болели, очень полезно по-другому, иначе взглянуть на что-то в педагогике.
В моем случае я попробовала иначе, опираясь на свой опыт психотерапевта, посмотреть на «педагогическое одиночество», которое возникает, когда педагог встречается с трудностью и не знает, как ее разрешить.
Я предложила нашим студентам выносить свои сложные случаи (изменяя имя ученика в описании) на педагогическую супервизию.
На супервизии студент (супервизант) показывал результаты своей работы, описывал сам случай и сложность, с которой столкнулся. Выслушав его и ознакомившись с материалами работы, педагоги курса (я и моя коллега, Ирина Литвинова)говорили, что мы увидели. С чем, по нашему мнению, может быть связана трудность и что еще, на наш взгляд, можно было бы еще сделать. Делились своим опытом. Потом другие студенты так же говорили, что думают о случае, и описывали, как они сами работали бы. Обсуждение строилось по правилам психологической (психотерапевтической) супервизии. Без критики, без замечаний, без оценок, без цели научить. Единственная цель – расширение возможностей супервизанта, который сам решает, что из услышанного ему полезно.
Изменение имени в описании случая нужно для соблюдения правила конфиденциальности, которое Академия письма тоже позаимствовала у психотерапии. О следовании этому правилу в педагогике я могу рассказать отдельно, если это интересно.
А сейчас я завершаю свой рассказ о том, что такое педагогическая супервизия, как она появилась в Академии письма, зачем нужна и кому может быть полезна. Теперь мы знаем, что это место встречи педагогики и психотерапии. Попытка расширить взгляд на образование педагогов. Место встречи педагогов, их профессиональных позиций, опыта.
Педагогическая супервизия - это место встречи.
Автор статьи: Юлия Назарян, педагог, психолог, экзистенциальный консультант и терапевт, преподаватель курса «Матричное письмо+» в Академии письма.