Среди множества изображений домашних сцен в респектабельных голландских семьях среднего класса есть одно, которое не перестает удивлять и захватывать воображение. Оно приглашает нас вмешаться и, возможно, даже помочь по хозяйству. Это "Молочница" Йоханнеса Вермеера. В этой статье вы узнаете не только о самом полотне, но и о последних открытиях ученых, связанных с ней.
Когда я думаю о характерных чертах голландской живописи 17-го века, которые мне особенно нравятся, на ум приходят две вещи: яркие, уютные интерьеры и удивительный способ представления тканей и материалов. Вермеер не подводит нас, и его "Молочница" - блестящее воплощение и того, и другого. Есть определенные обязательные характеристики, которые помогают нам расшифровать, понять и каким-то образом даже почувствовать себя хозяевами этой сцены, как если бы это была и наша кухня тоже. Чтобы внести ясность, я сомневаюсь, что этой доярке понадобилась бы моя помощь. Она выглядит увлеченной своим занятием, ее кисти уверенно держат кувшин, наливая молоко в какую-то форму. Кажется, она полностью владеет собой, и я бы не посмел ее побеспокоить.
Композиция.
Композиция этого холста, написанного маслом, проста. В нем очень мало предметов. Молочница, стол с предметами, кувшин с льющимся молоком собраны в условную пирамиду в левой нижней части полотна. Если вы посмотрите на это абстрактным взглядом, вам предстанет довольно авангардная композиция.
Вермеер великолепно изобразил жидкость, а также детали из тканей. Корсет цвета охры для молочницы кажется грубоватым, но теплым по сравнению с белоснежным головным убором, который придает ему хрустящую гладкость. Различные текстуры отражают или поглощают естественный яркий свет, проникающий через стеклянные панели высокого окна. Кроме того, холодный блеск металла и фарфора выделяется на фоне более тусклого блеска дерева. Здесь так много деталей, которые могут привлечь внимание. Например, оконные стекла были раскрашены с особой реалистичностью. Одно из них разбито, другое выдвинуто наружу, а третье треснуло.
Гвозди.
Кроме того, мы замечаем несколько одиноких гвоздей в пустой стене за спиной молочницы и можем сосчитать отверстия в штукатурке, из которых были вытащены другие гвозди. Зритель должен впитать изображение, как в игре, где побеждает тот, кто более терпелив. Другая игра со стороны художника в том, что он уже наметил места для предметов, вбил гвозди внутри картины, но предметы не донес до нашего сознания; собирался что-то нарисовать, но передумал.
Жанр.
Эта картина принадлежит к жанру, который использовался для представления богатства голландских семей того времени. Например, наличие свободных слуг, которые могли бы позировать для картины, само по себе является заявлением. В обществе Вермеера было признано, что служанки вступают в любовные отношения со своими хозяевами – с согласия или без такового. В результате некоторые художники-современники Вермеера сформировали сексуальный образ служанок. Иногда их представляли как потенциальную угрозу спокойной жизни джентльмена. В данном случае художник выбрал другой путь, и изображение получилось достойным и спокойным. Поэтому молочница не одаривает нас озорной полуулыбкой и не пристально смотрит на нас, ощипывая перепелов. Мы не можем не поблагодарить художника за это.
Скрытый эротизм.
Однако есть несколько тонких намеков, которые могут сбить эту молочницу и Вермеера с пьедестала, на который я их поставил: кувшин может быть отсылкой к форме женского тела, а в то время молоко считалось символом похоти, что могло заставить зрителя поверить в то, что у сцены есть альтернативное сообщение. Кроме того, на одной из характерных бело-голубых плиток на плинтусе позади девушки изображен крошечный купидон со стрелами и луком. А справа, на полу, лежит грелка для ног.
Интерпретация.
В любом случае, молочница стоит прямо перед нами и совершенно не обращает на нас внимания. Лицо девушки выглядит расплывчатым, как будто какой-то мазок кисти Вермеера лишил нас возможности узнать наверняка, каковы были ее истинные чувства. Некоторые критики говорят, что она погружена в свои мысли, возможно, фантазирует о ком-то. Румянец на ее щеках подтверждает эту мысль. С другой стороны грелка и румянец могут говорить о том, как холодно в том интерьере и на улице с которой она только что пришла с кувшином парного молока.
Другие говорят, что она просто сосредоточена на приготовлении хлебного пудинга. Хотя я не уверен, что придерживаюсь этих теорий, когда я смотрю на ее неуловимое выражение лица и решительную осанку, застывшую во времени в вечном жесте наливания молока, такую белую и гладкую, я вижу вечную красоту. Точно так же этот образ внушает другим такую же спасительную, благородную простоту. Ярким примером того, как эта мирная сцена может быть выражена словами, является стихотворение лауреата Нобелевской премии Виславы Шимборской:
Пока эта женщина из Рейхсмюсеума
в живописанной тиши и усердии
молоко из кувшина в миску
день за днём переливает,
не заслуживает этот Свет
конца света.
Исследование.
В сентябре 2022 года Государственный Музей Голландии раскрыл новые детали, обнаруженные в композиции "Молочница" кисти Вермеера. Благодаря новейшим технологиям, позволяющим заглядывать за слои краски, реставраторы из голландского музея обнаружили несколько предметов домашнего обихода, таких как подставка для кувшина на стене позади молочницы и корзинка для огня (вууркорф) или колыбель, расположенная в правом нижнем углу картины. Эти потрясающие открытия были опубликованы в рамках крупнейшей в истории выставки Вермеера, которая состоялась в Государственном Музее Голландии в 2023 году.
Живопись Яна Вермеера: