Наша история начнется не с самой первой картины, написанной Вермеером, а с той, которая поразила ученого, благодаря которому мы имеем возможность восхищаться этими полотнами.
Между 1660 и 1661 годами голландский художник Йоханнес Вермеер создал три картины, изображающие его родной город Делфт. Это "Маленькая улочка", ныне утраченный "Дом в Делфте" и "Вид Делфта", которые стали одними из его самых узнаваемых работ. С 1822 года "Вид Делфта" находится в музее Маурицхейса в Гааге и является единственным городским пейзажем Вермеера.
Делфт и Вермеер.
Город Делфт, родной город Вермеера, был важным местом, к которому он часто возвращался в своих работах. Делфт расположен в провинции Южная Голландия. Этот экономический и культурный центр, его история и повседневная жизнь, вдохновляли искусство на разнообразные сюжеты. В XVII веке они включали в себя, помимо прочего, каналы, здания из красного кирпича и другие элементы городского ландшафта, утраченные сегодня.
Вид Делфта.
Эта работа представляет собой детализированное изображение города и его ландшафта. Вермеер преуспел в том, чтобы передать суть Делфта с помощью тщательно продуманной композиции, полной архитектурных и природных деталей. Дома из красного кирпича возле гавани дополняют отражение башен и стен в воде и убедительное, затянутое облаками небо. Несмотря на идеализированное изображение, Ауде керк и Ньиве керк (старая и новая церковь), изображенные на картине, сохранились до наших дней.
Рукой Мастера.
Техническое мастерство Вермеера проявляется во всех работах, особенно в передаче света. Яркий передний план выделяется на фоне полутемных или темных помещений и желтого фона. Такая игра света и тени создает эффект глубины, который усиливается за счет наложения желтых, красных и охряных оттенков на здания и берег, а также синих, серых и серебристых крыш, неба и воды. Вермеер явно приложил немало усилий к созданию пигментов. В работе использован широкий спектр материалов: от кальцита, умбры, свинцовых белил и желтой охры до ализарина, пурпурина и синего ультрамарина.
Применяя цвет, Вермеер варьировал форму мазков и толщину каждого слоя краски. Таким образом, он мог в мельчайших деталях описывать элементы городского пейзажа, такие как отблески света на воде. Мазки кисти также добавляют цвет и текстуру, например, при изображении поверхностей зданий. Текстура имеет решающее значение для передачи реалистичности. Здесь он раскрывает множество ощущений: шероховатость оранжевой черепицы и синих шиферных крыш, прочность кирпичных стен и мостов, твердость камня, а также деревьев и деревянных лодок. Однако Вермеер описал не все. Вместо этого он решил показать их тактильные характеристики.
Этот подход наиболее заметен на крышах с красной черепицей в левой части. Тонкий слой красновато-коричневой и многочисленные участки красной, коричневой и синей краски подчеркивают выступы и углы этих зданий. Интересно, что эти точечки краски имеют различные формы, но не сливаются ни с одним из нижележащих слоев. Они расположены так, что сама их неравномерность создает впечатление шероховатости. Затем Вермеер еще больше усилил зернистость крыши, используя выступающие над поверхностью слои краски. Эти выступы, состоящие из большого количества белой свинцовой краски, были либо специально нанесены на эту область, либо смешаны с тонким красноватым слоем, составляющим основной цвет.
Вермеер также использовал песчинки материала в некоторых своих работах, что видно по охре, использованной в оконных рамах обширного здания слева, за стенами. Это придает окрашенной поверхности более выраженный блеск. В то же время это усиливает ее визуальное богатство.
Камера Обскура.
Вермеер якобы использовал камеру-обскуру для рисования. Поскольку этот инструмент позволяет уменьшать масштаб пейзажей с помощью объектива, проецируя их на наклонное зеркало и фокусируя внимание на частях ландшафта. Некоторые специалисты считают, что Вермеер благодаря своей мастерской технике нанесения краски точками, мог повлиять на живопись более глобально, не исключая, что в конце XIX века, возможно, его мастерство легло в основу пуантилизма. В данной работе он применил этот метод, чтобы передать мерцание воды, наиболее заметное вокруг двух лодок слева. Возможность запечатлеть рассеянные блики как таковые с четким пониманием оптической перспективы может служить доказательством, подтверждающим эту широко принятую гипотезу.
Влияние.
Несмотря на свой талант, Вермеер работал исключительно по заказу, что привело к ограниченному художественному творчеству и признанию при его жизни, прежде чем он был вновь открыт в XIX веке. Позже люди начали ценить то, как он передавал свет и создавал убедительные сцены, что помогло ему вернуть себе место среди великих художников голландского барокко. Вид Делфта особенно важен для более поздних поколений художников. Если обратиться ко многим художникам XIX века, то мы обнаружим, что Вермеер был для них стандартом живописи с ее яркими изображениями городского пейзажа, мастерским освещением и вниманием к деталям.
Еще о Вермеере:
Последователи Вермеера: