Найти тему
Функция Архитектура

Женщины Вермеера.

Оглавление
"Бокал вина"
"Бокал вина"

Эта статья, может быть, сможет пролить немного света на вопросы о том каким образом формировалось и менялось творчество великого художника со временем. Все мы знаем "Девушку с жемчужной сережкой", но задумывались ли вы когда-нибудь, кому изначально принадлежала эта работа? В течение многих лет считалось, что Питер ван Рейвен был главным коллекционером работ Вермеера. Недавно искусствоведы обнаружили, что на самом деле его жена, Мария де Кнуайт, сыграла жизненно важную роль в карьере Вермеера и, возможно, повлияла на тематику его картин.

Кто такая Мария де Кнуайт?

Мария Симонсдра де Кнуайт была гражданкой Делфта, замужем за Питером Клаасом ван Рейвеном, сыном богатого пивовара. Супруги владели домами на канале Ауд-Делфт и Воорстраат в Делфте и приобрели большую часть произведений Вермеера; это 21 картина, позже унаследованная их дочерью Магдаленой и ее мужем Якобом Диссиусом. Среди работ были: "Спящая горничная", "Кавалер и молодая женщина", "Доярка", "Девушка с жемчужной сережкой", "Гитарист", "Кружевница", "Маленькая улочка" и "Вид Делфта", а также многие другие.

Хотя в литературе о Вермеере неоднократно упоминается, что Ван Рейвен играл активную роль в коллекционировании работ художника, именно де Кнуайт поддерживала гораздо более тесные отношения с семьей Вермееров. Она выросла всего в нескольких кварталах от дома Вермееров под названием Мехелен. Разумно предположить, что она видела, как юный Йоханнес, а затем и его дети росли на одной улице.

Как упоминалось ранее, искусствоведы считают, что и де Кнуайт, и Ван Рейвен были главными покровителями Йоханнеса Вермеера. Однако мы должны учитывать, что во времена Вермеера картины рассматривались как предметы домашнего обихода, и поэтому именно хозяйка дома отвечала за меблировку, декорирование и покупку произведений искусства.

"Спящая служанка"
"Спящая служанка"

Значение Марии де Кнуайт для карьеры Вермеера стало известно лишь недавно благодаря архивным исследованиям, которые привлекли внимание к ее личному завещанию от 1665 года. Из документа мы узнаем, что она завещала Вермееру 500 гульденов – скорее всего, сумма связана с передачей картин. Интересно, что художник был единственным получателем средств за пределами семьи завещателя.

Де Кнуайт умерла в феврале 1681 года, через семь лет после своего мужа. Поместье супругов унаследовала их дочь Магдалена, которая, к сожалению, умерла в 1682 году, предположительно при родах. Ее муж, Якос Диссиус, в 1683 году составил опись имущества своей покойной жены, в которой было указано около 20 картин Вермеера. В конечном итоге работы были проданы на аукционе в Амстердаме несколько месяцев спустя.

Новый взгляд на женщин Вермеера.

Контраст между четырьмя сохранившимися ранними работами Вермеера и его всемирно известными зрелыми полотнами разителен. Самые ранние картины Вермеера имеют большой формат и изображают так называемые исторические сцены, заимствованные из Библии или мифологии. Это картины "Христос в доме Марии и Марфы", "Святая Пракседа", "Диана со спутницами" и "Сводница", написанные между 1654 и 1656 годами.

Эти четыре работы свидетельствуют о раннем стремлении Вермеера стать историческим художником, но примерно в 1656-1657 годах тематика его картин внезапно изменилась. В годы, последовавшие за изображением "Сводницы", Вермеер начал писать картины в гораздо меньшем и более интимном масштабе, изображая жанровые сцены с домашними интерьерами и молодыми женщинами или парами. Многие искусствоведы полагают, что это изменение произошло под патронажем Питера ван Рейвена, но из каталога выставки мы узнаем, что Мария де Кнуайт, возможно, сыграла большую роль в выборе Вермеером мотивов.

"Христос в доме Марии и Марфы"
"Христос в доме Марии и Марфы"

В течение многих лет считалось, что женщины просто играли пассивную роль в карьере Вермеера в качестве моделей, анонимных фигур, тоскующих жен, праздных горничных и наивных девушек, которыми легко манипулировали их светские спутники-мужчины. Благодаря постоянным усилиям многих ученых, мы, наконец, начинаем осознавать присутствие женщин-художниц и меценатов. Йоханнес Вермеер был художником, окруженным сильными женщинами, которые поддерживали его. Не только Мария де Кнуайт, но и его жена Катарина Больнес и его теща Мария Тинс, две женщины с большим финансовым достатком, чем у Вермеера, сыграли важную роль в сохранении его наследия после его смерти.

Искусство Яна Вермеера: