Увлечение художников превращать любой предмет в искусство началось более ста лет назад и до сих пор подобные работы продолжают радовать нас. Сегодня я расскажу вам о junk-art “мусорном искусстве” или, как мимопроходящие гости ярмарок искусства говорят, “мой ребенок может также”. Не поймите меня неправильно- я не осуждаю, и прежде чем делать выводы- прочитайте эту статью- в ней я подробно разбираюсь- откуда пришла идея использовать любые подручные материалы в искусстве и почему до сих пор интересно наблюдать за этим видом искусства.
Искусство сегодня - постмодернизм
Первые признаки постмодернизма появились после окончания второй мировой войны. Рассвет пришелся на 60-70е года. И по сей день искусство можно охарактеризовать как постмодернизм. Он характеризуется критическим отношением к устоявшимся канонам и правилам, иронией, эклектикой и использованием элементов массовой культуры.
Одной из ярких особенностей этого направления является использование подручных материалов, в том числе отходов, для создания художественных произведений. Художники раннего постмодернизма смело бросали вызов традиционным формам и материалам, создавая ассамбляжи и инсталляции из того, что находили на улицах, блошиных рынках и свалках.
Важно понимать, что идеи использовать готовые объекты для создания произведений искусства возникли не просто так. Во-первых из-за нужды- так как в послевоенное время было сложно с художественными принадлежностями, а во-вторых идею переосмысления вещей постмодернизм взял из концепций, заложенных в реди-мейде.
Всему голова - реди-мейд
Реди-мейд (от англ. ready-made – готовый) – направление в искусстве, возникшее в начале XX века благодаря Марселю Дюшану. В 1917 году Дюшан представил свою знаменитую работу "Фонтан", которая представляла собой обычный писсуар, подписанный псевдонимом "R. Mutt". Этот акт вызвал шок и бурные обсуждения в художественных кругах, поскольку ставил под сомнение традиционные представления о том, что такое искусство.
Дюшан предложил радикально новую концепцию: искусство – это не обязательно то, что создано руками художника, а то, что он выбирает и называет искусством. Реди-мейд подчеркивал идею о том, что контекст и намерение художника могут превратить любой объект в произведение искусства.
Идеи Дюшана о том, что любой объект может стать искусством, если его таковым назовет художник, были подхвачены и развиты постмодернистами. Но, конечно, они пошли еще дальше, не просто используя готовые объекты, но и создавая из них новые сложные композиции, ассамбляжи и инсталляции.
Художники постмодернизма и их работы
Примером такого подхода может служить работа Роберта Раушенберга "Козел" (1955-1959), где он использовал чучело козла и автомобильную шину, создавая сложную и многослойную композицию. Он также поставил козла на площадку-холст, использовал краски, чтобы добавить драматичности работе. Раушенберг, как и Дюшан, ставил под сомнение границы между искусством и повседневной жизнью, между высоким и низким.
Ники де Сен-Фалль
Ники де Сен-Фалль – выдающаяся художница постмодернизма. Её серия "Нана" представляет собой яркие, жизнерадостные скульптуры женщин с округлыми формами. Эти работы, выполненные из различных материалов, включая проволоку, мех, папье-маше и пластик, символизировали женственность, силу и свободу.
Работы серии "Нана" выделяются своим ярким и радостным характером и фокусируют внимание на женщине, феминизме. В марте 2024 года мне посчастливилось увидеть выставку этой художницы в Гонг-Конге в галерее OPERA. Ее работы легко узнаваемы своим колоритом и образами.
Ещё одной значимой работой Ники де Сен-Фалль является "O.A.S.". Бронзовый алтарь сияющий металлическим покрытием и покрытый летучими мышами, крысами, распятиями и оружием, Autel O.A.S является одним из нескольких алтарей, которые Сен-Фалль создала в связи со своими работами "Tirs", некоторые из которых она также по-настоящему расстреливала.
Жан Тэнгли и его механические скульптуры
Жан Тэнгли, известный своими кинетическими скульптурами, также внес значительный вклад в развитие постмодернизма. Его работы, созданные из старых механизмов, металлолома и отходов, представляли собой сложные, движущиеся конструкции. Тэнгли стремился показать, что движение и изменения являются неотъемлемой частью жизни и искусства.
Одной из известных его работ является "Мета-матик №17". Это произведение было специально создано для Парижской биеннале, которая состоялось в 1959 году. Мотор приводил инсталляцию в движение и, посредством зацепления шестерен, колес и других механических частей, импульс передавался карандашу или фломастеру.
Машина приводилась в движение и создавала неповторимые рисунки за которыми могли наблюдать зрители и даже стать частью работы выбрав средство рисования и вставив его в специальный держатель.
Пикассо и искусство из мусора
Даже Пабло Пикассо, один из самых известных художников XX века, экспериментировал с использованием подручных материалов. Его работа "Голова быка" (1942), созданная из старого седла и руля велосипеда, является ярким примером такого подхода.
Значение искусства из подручных материалов
Несмотря на то, что сама идея использовать уже готовые объекты и даже мусор не нова, современные художники продолжают создавать работы в этой технике. Давайте разберемся чем же оно отличается от предшественников?
Во время раннего постмодернизма искусство из подручных материалов отражало актуальные проблемы послевоенного времени. Также, одной из причин пользоваться любыми подручными материала был недостаток художественных принадлежностей в то время. Из-за недостатка масла, холстов приходилось использовать то, что было доступно, чтобы выразить своё видение мира и протест.
Сегодня - во времена достатка материалов и даже их переизбытка сместился фокус и концепции работ. Новые концепции - это идеи устойчивости, переработки и осознанного потребления. Также, художники привлекают внимание к вопросам расового или гендерного неравенства и других актуальных вопросов человечества 21 века.
В Москве в ГЭС-2 до 27 окт 2024 проходит выставка: Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2, где можно увидеть большую инсталляцию "Метрополис" Владимира Селезнева (р.1973). Название он взял от одноимённого чёрно-белого фильма об утопическом городе богатых и бедных. Бедные трудятся в подземном мире, а богатые пользуются их трудами на поверхности.
Когда заходишь в темный зал, то видишь перед собой на полу уменьшенную копию огромного Мегаполиса- светящийся город с высотками, пятиэтажками, эстакадами, дорогами, переулочками, парками и спортивными площадками. Проходит 10 секунд и свет включается.
Мне особенно понравился этот момент - прекрасный ночной город озаряется светом и в ту же секунду перед тобой стоит самый обыкновенный мусор: расставленные на полу бутылки из под йогуртов, яиц, молока, соков, баночки, коробки. Через 10 секунд свет снова выключается... Для тех, кто в Москве рекомендую попасть на эту выставку до 27 октября и полюбоваться инсталляцией. Посмотрите карусель.
Из художников, за которыми я слежу на российском рынке, я выделяю в этом направлении- Дмитрия Шабалина, который создает маски из небольших объектов массовой культуры- игрушек из киндера, пластиковых деталек, ракушек, бусин, пуговиц, стекляшек и других вещей уже побывавших в потреблении, которые он покупает на авито или его друзья отдают ему. Мне нравится подход Дмитрия к переработке уже ненужных объектов и создания из них маски "человека", который всё это производит в огромных масштабах.
Искусство из подручных материалов остаётся актуальным искусством, поскольку напоминает нам о важности переосмысления и повторного использования вещей, а также, подобные произведения становятся отражением современного человека, мусорный след которого также меняется со временем.
- Искусство превращения обычных предметов в произведения искусства зародилось более ста лет назад и остается актуальным до сих пор.
- Постмодернизм зародился в середине ХХ века и стал платформой для использования подручных материалов в европейском искусстве.
- Корни этого направления уходят в концепцию реди-мейда, предложенную Марселем Дюшаном в 1917 году - любой объект может стать искусством, если художник так его назовет.
- Художники стали составлять из готовых и подручных материалов сложные и многогранные ассамбляжи и инсталляции, расширяя границы реди-мейд искусства, созданного до этого.
- Современные художники используют подручные материалы, часто акцентируя внимание на экологических вопросах и переработке.
- Ассамбляжи из готовых объектов - это актуальное искусство, так как эти работы становятся отражением современного человека, мусорный след которого меняется со временем.
Ваш арт-адвайзер
Евгения Волынская
TG @eva_art_consultant