Да уж, это первый косяк такого масштаба...
Привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko) и веду этот Дневник судостроителя.
Как было дело
Я завершал приклеивание очередной полоски стеклоткани. На дне баночки осталось совсем немного эпоксидной смолы, я перемешал её шпателем и увидел разводы.
Никогда такого не было, и вот опять! (В.М. Черномырдин)
Откуда взяться разводам? Ответ только один - плохо перемешаны компоненты эпоксидной смолы. А насколько плохо? Непонятно. Цвет смолы довольно насыщенный... Совсем не перемешать я не мог, это было бы очевидно.
В тот день постоянно жужжал телефон. Возможно (деменция не позволяет это вспомнить достоверно), я начал замешивать и отвлёкся на звонок, не завершив это важное дело.
Стал изучать ситуацию - в начале (возле швертового колодца) лента имеет более темный оттенок, а значит в смеси больше отвердителя. А к завершению (к форштевню), она светлеет. Очень плохо, но отрывать жалко. Решил положиться на русский авось.
На следующее утро (через 12 часов) эпоксидка "встала" не везде - местами липла и проминалась. Ну ничего, дал ей ещё сутки. Через 36 часов смола почти не липла, но напоминала резину или силикон. Причем в таком неудовлетворительном состоянии были и светлые и темные участки. Ну а "промежуточные" схватились намертво. Что тут можно сказать? Из меня излился полноводный поток непечатных слов, посвященных изобретателям сотовой связи, пользователям мобильных телефонов, слабоумным строителям лодок, себя лично почти не затронул. Полегчало :)
Надо исправлять.
Отдираю ленты
Выставил фен на 130 градусов, подогревал ленту и шпателем отдирал. В местах, где схватилось хорошо, вырывало даже волокна дерева. Где плохо - отдиралось относительно легко. Контраст между правильной и бракованной склейкой был явным.
У меня создалось впечатление, что места с избытком отвердителя в худшем состоянии, чем те, что с недостатком. Думаю, что они вовсе могли не затвердеть.
После удаления ленты на фанере остался липкий слой "неправильной" эпоксидки. Я решил его срезать фрезером на глубину 0.2 мм. Затем промыл ацетоном, прошёл грубой наждачкой (80 грит) и даже со страху процарапал стальной щеткой.
Клею заново
Всё как обычно, за исключением малярного скотча. Кажется, его применение вместе с эпоксидкой я ещё не показывал. На стыке борта и форштевня планируется много слоёв стеклоткани и требуется минимизировать количество лишнего клея между слоями. В этом поможет скотч.
Сначала нужно пропитать слои ткани смолой, выгнать воздух и только затем наклеить скотч. Лишний клей выдавливается, бахрома по краю ленты прижимается, создается плавный переход между тканью и фанерой.
Малярный скотч, хоть он и бумажный и неплохо пропитывается смолой, тем не менее, легко удаляется с застывшей смолы. Только после этого надо смыть с поверхности остатки клея ацетоном.
А ещё...
Клеил ленты по бортам (по скулам) и скоро закончу оклейку всех наружных стыков деталей корпуса.
Итог за период
- Время: 8 часов
- Деньги: 0 руб
Всего за проект (лодка, паруса, рангоут)
- Время: 813 часов
- Деньги: 93459 руб
Следующая статья: Закончил с лентами, оклеил транец стеклотканью