Найти тему
Функция Архитектура

Скаген.

Вигго Йохансен, "Собрание художников", 1903 год, Национальный музей Стокгольма, Стокгольм, Швеция.
Вигго Йохансен, "Собрание художников", 1903 год, Национальный музей Стокгольма, Стокгольм, Швеция.

Что за Скаген?

Уже много раз произносилось это слово в предыдущих статьях. Скагенская группа художников, уютное местечко где-то в Датском королевстве, озеро, вдоль которого летним вечером прогуливаются дамы. Так что же там про Скаген? Расположенный в самой северной точке Дании, небольшой городок Скаген - это необычное место с большим количеством света и великолепными видами. В результате город на протяжении многих лет оставался источником вдохновения для нескольких художников. В частности, группа художников, которых мы сегодня знаем как художников Скагена, нашла в этом маленьком городке надежное убежище для свободного самовыражения в своем искусстве. Давайте назовем это датским Живерни или Мон-Мартром, сердцем зарождающегося нового стиля.

Оскар Бьёрк, "Спуск лодки на воду. Скаген", 1884 год, музей Скагена, Скаген, Дания.
Оскар Бьёрк, "Спуск лодки на воду. Скаген", 1884 год, музей Скагена, Скаген, Дания.

Впервые в Скагене.

В 1874 году два художника, Карл Мадсен и Майкл Анчер, посетили Скаген, чтобы понаблюдать за местными жителями и нарисовать их. Там они познакомились с семьей Брёндум, которой принадлежал отель "Brøndums" ("Брёндумы"). Позже это место стало местом встреч группы художников. После 1874 года Карл Мадсен, Михаэль Анчер и несколько других художников стали приезжать в Скаген каждое лето. Этот маленький рыбацкий городок дарил им душевное спокойствие и стал источником вдохновения для художников благодаря своему простому стилю жизни.

Анна Анчер, "Жена рыбака за шитьем", 1890, Художественный музей Рандерса, Рандерс, Дания.
Анна Анчер, "Жена рыбака за шитьем", 1890, Художественный музей Рандерса, Рандерс, Дания.

Соучастники.

Наиболее выдающимися участниками были Мари и Педер Северин Крёйер, Анна и Майкл Анчер, Вигго Йохансен, Карл Мэдсен, Лауриц Туксен, Карл Лохер и Торвальд Нисс. Помимо этих датчан, во время летних каникул к группе присоединились Оскар Бьерк и Йохан Крут из Швеции, а также Кристиан Крог и Эйлиф Петерссен из Норвегии. Факт, что Майкл Анчер женился на жительнице Скагена Анне Брёндум, а Вигго Йохансен женился на двоюродной сестре Анны Марте Меллер, породнил художников. Всей семьей и друзьями им нравилось собираться вместе и наслаждаться обильными трапезами. Если начать изучать мир искусства, то окажется, что он гораздо больше мира реального. И когда мы идем по одной из троп, как идем сейчас по линии Хаммерсхёя, то прийти можем в разные интересные места. Но, выбирая путь, всегда проходишь мимо чего-то другого, тоже важного, тоже интересного. Мы коснулись Крёйера потому что он был учителем Хаммерсхёя. Коснулись Скагена, чтобы понять, что создал Крёйер. Но сам по себе Скаген тоже крайне интересен, и, может быть, когда-нибудь мы вернемся к нему. Как работают со светом и цветом Крёйеры, Анчеры, Йохансен! У Анны везде проскальзывает мотив, которым пользуется Хаммерсхёй - солнечный блик не стене. Рождество Мэдсена одна из незабываемых картин. Туксен, который сам был в России и запечатлел коронацию и венчание Николая II. Стоит свернуть с одной тропы на другую и можно уже никогда не вернуться обратно к заданной теме.

Анна Анчер, "Солнечный свет в голубой комнате", 1891.
Анна Анчер, "Солнечный свет в голубой комнате", 1891.

Скагенский стиль.

Карл Мадсен и Михаэль Анчер покинули Датскую королевскую академию изящных искусств в Копенгагене, полагая, что образование там сосредоточено только на историзме и неоклассическом стилях. Они, с другой стороны, хотели поэкспериментировать с более современным стилем живописи, который был популярен в Западной Европе в то время. Их целью было в большей степени отразить повседневную жизнь. Это было первоначальной причиной, по которой художники выбрали местом своей встречи маленький городок Скаген, а не более крупный город. Подражая французским импрессионистам, художники в Скагене могли экспериментировать со своим стилем и создавать свои работы без каких-либо ограничений. Художники Скагена обычно использовали быстрые и плотные мазки кистью. Это перекликалось с работами художников-импрессионистов, которых они считали источником вдохновения. Главным источником вдохновения для них была повседневная жизнь жителей деревни, а также их собственная. На картинах в основном были изображены такие сцены, как рыбная ловля, женщины за шитьем, люди едят и молятся. Им также нравилось создавать портреты друг друга, поскольку они были тесно связанной группой.

Фотография комнаты в Анкерс Хус в Скагене, Дания
Фотография комнаты в Анкерс Хус в Скагене, Дания

Скагенчане и Музей Анчерс Хус.

Анна и Майкл Анчер жили со своей дочерью Хельгой в просторном доме на Марквей 2 в Скагене. После смерти родителей Хельга Анчер, также художница, продолжала жить в этом доме, который она унаследовала от своей семьи. Не имея детей, Хельга хотела, чтобы после ее смерти этот дом стал музеем, и, когда она умерла в 1964 году, дом был отреставрирован, и ее желание исполнилось. Музей открылся в 1967 году под названием "Anchers Hus" (Дом Анчеров на датском языке). Здесь собрана большая коллекция работ семьи Анчер, а также нескольких других художников, поскольку семья любила коллекционировать произведения искусства так же, как и рисовать. Музей Скагена был основан 20 октября 1908 года. Мероприятие состоялось в обеденном зале отеля Brøndums под руководством членов группы Михаэля Анчера, Педера Северина Крёйера и Лауритса Туксена. 22 сентября 1928 года открылось новое здание музея с большим пространством и лучшими условиями. Знаменитая столовая отеля Brøndums, где когда-то собирались художники, ели и играли в игры, была перенесена в новое здание. Из-за своего исторического и символического значения комната по-прежнему сохраняется в первозданном виде, как это было на рубеже 20-го века. Сегодня в музее хранится в общей сложности более 1800 работ.

Линия Хаммерсхёя: