Этот материал будет крайне полезный, для всех кто думает - что если ваш кузов оцинкованный, он реально вечный. И никогда гнить – ржаветь не будет. И вот вам простой пример, это моя машина KIA OPTIMA, кузов у нее с оцинковкой, однако на капоте отчетливо видно два скола. Один из которых уже начал немного покрываться ржавчиной. Что это такое развод производителя или это абсолютно нормально, давайте разбираться
Причем я хочу акцентировать, один скол у меня большой и глубокий (это соседский ребенок на велосипеде во дворе постарался, не доходят руки его подделать). Но этот скол практически не цветет. А вот второй скол, который маленький, но находится на грани капота, хорошо так ржавеет
Про кузов и оцинковку
Этот пункт обязательный к прочтению, разложу вам все по полочкам.
Цинк, как и медь, так и алюминий – это все цветные металлы. Они прекрасно противостоят коррозии.
Если копнуть в прошлое, были даже алюминиевые кузова, либо части кузова – капот или крылья.
Но в современном мире, делать алюминиевый кузов, очень сложно и дорого. А миром сейчас правят маркетологи, им не нужно, чтобы кузов вашего автомобиля был «как новый» много лет.
Поэтому стали применять просто сталь, но такие кузова особенно во влажном климате, быстро разрушались. Сначала ржавчина, потом гниение (до дыр). Решили сделать кузова более долговечными, применять оцинковку.
Простыми словами, берется сталь и на нее различными способами наносится слой цинка.
Сейчас многие подумают - а почему именно цинк? Скажем не медь или алюминий тонким слоем.
Сейчас не буду «лезть в дебри», отвечу просто – цинк и сталь создают гальваническую пару, и в первую очередь будет разрушаться именно цинк (он как бы берет на себя все нагрузки), защищая сталь.
А вот если покрыть сталь медью (то есть обмеднение кузова) – она более электроположительна, а это значит, будет разрушаться в первую очередь железо, восстанавливая слой меди.
Именно потому и применяется цинк, он идеальный вариант который прекрасно противостоит коррозии.
Виды оцинковки
Если вы думаете - что оцинковка есть одного типа, вы жестко ошибаетесь. Сюда также добрались маркетологи, и решили сделать этот процесс также крайне дешевым.
На данный момент существует 4 типа оцинковки кузова
Самой первой технологией, которая была «на заре» была – горячая оцинковка кузова. Это самый эффективный способ. У меня у соседа есть старый Мерседес 1980 годов, там применен именно такой метод, так вот - кузов просто идеальный, ржавчины практически нет.
Способ нанесения заключается в том – что есть ванна, в которой в качестве электролита залит жидкий цинк (при высокой температуре до 500 градусов). В эту ванну погружают кузов автомобиля из стали. Кузов используется как - «катод», а вот сам цинк как – «анод». Соответственно он прилипает к металлу, образуя достаточно толстый слой иногда до 200 мкм (микрон). Минимальное значение около 40 – 50 мкм.
Слой толстый, а поэтому прекрасно противостоит ударам, пробитию, прочим факторам. Есть даже эффект восстановления, когда скол может зарастать цинком. Но самое главное, что такой кузов будет служить очень долго. Что и доказывают машины 40 летней давности.
Вторая, но уже дешевле технология - гальванический метод. Это уже не такая горячая технология, но все остается примерно тоже самое. Ванна, цинкосодержащий электролит (не расплавленный цинк, а цинкосодержащий). В нее погружается кузов (опять же «анод – катод»). Наносится слой цинка, но тут он не такой большой.
Всего около 20 мкм (микрон), бывает и намного меньше, около 5 – 10 мкм. Нужно смотреть конкретного производителя
Да такой кузов также хорошо ходит (до 15 лет, может быть гарантия производителя), но слой тонкий и его достаточно легко пробить.
Третья, холодная оцинковка – вот тут включаются маркетологи «наполную». В грунт, которым покрывают автомобиль до покраски, добавляют специальный очень мелкий цинковый порошок.
Конечно, это лучше чем просто черный металл, но и защита кузова тут намного хуже, чем у двух предыдущих методов. Кто-то пишет, что есть слой в 3-5 микрон цинка. Но как его определить, он же находится в грунте. По сути - нет грунтовки, нет и цинка
Ну и четвертая, на данный момент самая дешевая технология – это цинкрометалл. Сталь на уровне проката, когда она еще в рулонах, подвергается нанесению тонкого слоя цинка. Реально тонкого, около 3 -5 мкм.
Далее из нее делают кузов, и красят. Да такой кузов также «бьется» толщиномерами как оцинкованный, однако цинка тут минимум.
Два последних метода, сейчас очень часто используются производителями автомобилей. Но ждать от них, что кузов проходит 15 – 20 лет без ржавчины не стоит.
Современный автомобиль
Смотрим на мой автомобиль. Я поискал информацию в интернете, мой KIA имеет - «цинкрометалл». То есть слой цинка в лучшем случае 5 микрон, который находится на стали сверху.
Был я у «матерого» мастера на покрасочной станции,
вот его вердикт:
Что с большим сколом – тут металл не пробит. Да он сверху примят, краску содрали. Однако слой цинка остался на металле, поэтому и не «цветет».
Что с малым сколом – «камушек» который летел, видно был острый (если я правильно помню это был шип от резины). Он пробил не только слой краски, но и слой цинка (причем так еще удачно попал в край).
Конечно, сейчас цинк по краям пытается держать эту ржавчину, но его крайне мало, поэтому это место нужно срочно локализовать. Что я обязательно сделаю до зимы.
Мораль сей басни такова, сейчас оцинковка кузова может носить почти маркетинговый характер. Да, цинк есть, он защитит кузов - скажем на 7, может на 8 лет. Но дальше его не хватит.
И еще такой момент, если вы думаете - не стоит закатывать капот, крышу «броне-пленкой», они же у вас оцинкованные – зря! Пленка реально защищает от камушков, особенно на дешевых автомобилях.
Если статья понравилась, прошу вас поддержать ее – ставим лайки и подписываемся на канал. Будет еще много полезных статей и видео
СОВЕТУЮ ПОЧИТАТЬ: