«Выткался на озере алый свет зари». По-видимому, первоначально словом «заря» называли заход солнца за горизонт, закат: вечерняя зорька. Вот и Есенин пишет «знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог». Тогда восход солнца – рассвет, расширение света. Рассвет и заря – пара слов «рас-зар». Вечерняя и утренняя зори сопровождаются красной окраской небосвода, но вечером солнце окрашивает его более интенсивно, делая закат «кровавым». Слова «красный» и «кровь» от одного корня: «красный-кровь-корень» - «кр». Вот только слово «кровь» близко не только к красному цвету, но и к слову «кров», так как кровь скрывается в теле и недоступна глазу. Алый – оттенок красного, но это слово больше созвучно не с самим цветом, сколько с его распространением «рас-сар-ар-ал», ведь и самоназвание народа, постепенно занимавшего территорию ойкумены - арья. Вот он, этот алый свет, и выткался-расползся по поверхности озера. Озеро («зр») отражает («рж») как зеркало («зр»). По форме и способности воспринимать формы и цвет озеро подобно зраку-зрачку. Так, в одной строфе Есенина собрались однокоренные слова, создавшие целостный образ. У озера и зрачка форма круга-колеса. Древние полагали, что колесо, образующееся при вращении косого креста Х, символизирует пространство Вселенной. Изначально пространство пустое – зеро (zero- ноль, англ.), затем начинает дробиться на части, из которых выстраивается порядок.
Гора – дом солнца, его опочивальня, где оно скрывается в темные периоды суток или года. Гора (знак Λ) имеет форму двускатной крыши («кр»), которая стоит на земле, а вся конструкция слагается из трех сторон (земля – подошва) и приобретает форму треугольника. Эта форма закрепилась за воздушным пространством, поместившимся между землей и небом, а вершиной гора упирается в небо. В северной стороне ледяная гора вырастала на водной поверхности зимой и таяла от внутреннего жара летом. Ледяная гора – кров («кр») для зимнего солнца, которую оно топит, пробуждаясь. Потоки талой воды стекают в тот же океан, из которого гора выросла.
Отражаясь на водной глади, гора как бы переворачивается, и из двух символов V и Λ образуется ромб ◊. Ромб символизирует рождение (знак Λ) и смерть (знак V), появление ледяной горы из вод и ее исчезновение в этих водах: нижняя вершина ромба скрывается под водой. Смерть ассоциировалась со сном – погружением в мрак, пробуждение – с воскрешением, когда все вокруг освещалось, ведь свет излучают и солнце, и глаза.
Украинский археолог А. Шилов во время раскопок курганов Приднестровья обнаружил на стене одной из могил стилизованное изображение человека: тело в виде квадрата, перечерченного диагоналями крест-накрест. Точка пересечения приходилась на пупок. Эта область живота так и называется «солнечное сплетение». В этой точке воздух сжимается (вдох), из этой точки он расширяется (выдох). В ромбе его диагонали сходятся в точке – «пупе» земли. В пупе энергия концентрируется, чтобы родить солнце. У человека энергию собирает печень, которая разогревает кровь, сообщая ей цвет огня – красный.
Чрево человека и чрево ромба – утроба («чр-тр»). Появляется новый куст слов с корнем «тр». В утробе жар зарождается. Когда он созрел, ему надо покинуть утробу. Начинается его движение по трубе («тр») - пищеводу-жерлу («жр») вулкана. Из трубы он попадает в рот («тр-рт»). Рот – это темное пространство, где есть верхнее небо, два ряда белых зубов-звезд («зб-зв») и языка, модулирующего звуки («зв»). Язык («яз-аз-ас») имеет прямое отношение к расширению теплого воздуха, исходящего из горла-гортани («гр»). Звуки- это волны с определенной амплитудой, речь – последовательность звуков. Очень похоже на колебание пламени, поэтому и говорят: «языки пламени». Рот раскрывается («раструб») и жар выкатывается наружу – наступает утро («тр»). Вот и весь путь дневного светила с момента рождения «утроба-труба-рот-утро».
Светило выкатывается через широко раскрытый рот вместе со звуком «А». Восход солнца встречают крики павианов и пение муэдзинов.
Звук выковывается в горниле, проходит гортань и горло и выходит на широкий простор через раструб горна («гор»).