Найти в Дзене

Дед Валий Аминев и военный поиск. Часть 1: ничто не предвещало тупика

У меня на руках электронная фото-копия 2х страниц военного билета моего деда Аминева Валия Фазлыевича, 1911 г.р. с номером, местом призыва и перечнем сведений о прохождении службы в Красной Армии. И мне это видится сокровищем для генеалогического военного поиска. В этом документе 5 фактов о его службе до, во время и после ВОВ.

1. Призван на действительную военную службу Усть-Таркским РВК 8.02.1940.

2. 22 запасной стрелковый полк, зав. складом ОВС (с февраля 1940 по февраль 1941).

3. Отдельный автобатальон за №2132, зав. складом ОВС (с февраля 1941 по 20 августа 1941).

4. 13 Полк 146 Зап. стрелковая дивизия (20 августа 1941).

5. 199 рабочий батальон, писарь (с 7 апреля 1945 по ноябрь 1945).

Между августом 1941 и апрелем 1945 дед находился в плену. По воспоминаниям родственников он был пленен в районе Бреста. Никаких документов военнопленного в наличии нет. На Памяти народа никакой информации.

Я была уверена, что с военной историей деда вообще не будет никаких проблем: ведь у меня есть его военный билет с номером, местом призыва и синей печатью, в котором аккуратно написаны синими чернилами сведения о местах службы. Нужно обратиться в ЦА МО, предоставив список мест службы деда и получить имеющиеся сведения о его службе до пленения, во время и после. И военная история деда приобретет колоритные детали и необходимые подробности. Но все пошло не по плану.

По поводу факта 1: призван на действительную военную службу 8 февраля 1941 года.

Дед призван на действительную службу за год и 4 месяца до начала войны - 8 февраля 1940 года. Деду на этот момент 29 лет. Он женат, имеет двоих маленьких детей трех лет дочку и одного года сына, работает учителем в сельской татарской школе в Сибирской глубинке. Вопрос - почему его призвали на действительную службу? На каком основании? В то предвоенное время так можно было?

ЦА МО (Центральный архив Министерства обороны РФ) информирует в ответе на мой запрос, что сведениями о довоенном периоде они не располагают, но те могут находиться в РГВА (Российском государственном военном архиве). Хорошо. Теперь я знаю, что по этому довоенному периоду службы деда буду делать запрос в РГВА.

По поводу факта 2: 22 запасной стрелковый полк.

Ровно год - с февраля 1940 по февраль 1941 дед служит в 22 запасном стрелковом полку. В чате военного поиска мне подсказали, что есть такой полк - дислоцировался он в Омске. Можно делать запрос в РГВА, с надеждой, что есть у них что-то на завскладом ОВС Аминева В.Ф. А вот с его следующим местом службы начали возникать неувязки.

По поводу факта 3: отдельный автобатальон 2132

Согласно военному билету с февраля 1941 по 20 августа 1941 дед продолжает службу завскладом ОВС, но уже в отдельном автобатальон за №2132. Это четыре месяца еще до начала войны (22.06.1941) и два месяца уже военного периода.

Про четыре месяца службы до начала войны - запрос в РГВА сделаю. Про первые два месяца службы после начала войны ЦА МО сообщает, что “сведений о существовании в августе 1941 года отдельного автобатальона за №2132 не имеется”. И в “Указателе частей и соединений РККА 1941-1945” на rkka.wiki тоже нет такого номера по автотранспортным батальонам. И вообще, максимальный номер автобатальонов - 896. Т.е. не существовало такого автобатальона, получается?

Версия, что 2132 - это скорее условный номер ППС (полевая почтовая станция) войсковой части, чем номер отдельного автобатальона, тоже провалилась. Согласно справочников ППС на www.soldat.ru и на www.kremnik.ru/node/465893 за № 2132 числилась 11 саперная бригада, территориальное подчинение которой - Приволжский военный округ, и ее боевой период начинается с 1942 года. Поиск зашел не туда. Следующее место службы деда оказалось еще загадочнее.

По поводу факта 4: 13 полк 146 Запасная стрелковая дивизия

С 20 августа 1941 место службы деда - 13 Полк 146 Зап. (запасная?) стрелковая дивизия. В справке ЦА МО о нем ни слова, хотя в запросе я его указала. Хорошо. Сделаю дополнительный фокусный запрос именно про эту дивизию. А пока пошла гуглить. Во-первых, в чате военного поиска мне пояснили, что запасных дивизий не бывает. Или я неправильно трактую сокращение, но других версий у меня нет. Во-вторых, 13 стрелковый полк не входит в 146 стрелковую дивизию. В нее входило помимо прочих три именно стрелковых полка за номерами 512, 608 и 698. Других номеров нет. В-третьих, с этого места службы дед попадает в плен. А по воспоминаниям он был пленен в районе Бреста. Но линия фронта на 20 августа 1941 уже сильно правее от Бреста.

Карта линии фронта ВОВ на 1 августа 1941 года. Источник: boevayaslava.ru
Карта линии фронта ВОВ на 1 августа 1941 года. Источник: boevayaslava.ru

Вопрос: где же воевал мой дед? Пока ничего не стыкуется. А ответ ЦА МО по 199 рабочему батальону меня добил окончательно.

По поводу факта 5: 199 рабочий батальон.

После плена примерно месяц после окончания войны дед служит в 199 рабочем батальоне писарем. Но, согласно ответа ЦА МО, там он не значится: “В имеющихся на хранении раздаточных ведомостях на выдачу денежного содержания рядовому и сержантскому составу 199 отдельного рабочего батальона (далее ОРБ) на период с апреля по октябрь 1945 года Аминев В.Ф. не значится.” Занавес.

А я-то думала, подтвержу места службы деда и выясню их фонды, и мне останется добыть и изучить журналы боевых действий. В итоге я узнаю точное место пленения и другие нужные подробности. Увы - где-то ошибка. В итоге ни подтверждения мест службы деда, ни даже общего понимания, где дед служил перед войной, где воевал первые два месяца войны до пленения и последний месяц войны после освобождения из плена.

Но, к счастью в справке ЦА МО было продолжение, описывающее новые любопытные сведения о службе деда после окончания войны, скорее всего в послевоенной Германии.

Справка ЦА МО
Справка ЦА МО

Из чего я делаю выводы, что во-первых, в 199 отдельном рабочем батальоне дед все-таки скорее всего служил. Возможно, писарем. Но откуда дед прибыл? И точно ли он там служил с апреля по сентябрь?

Во-вторых, после окончания войны, с 16 октября по ноябрь 1945 года дед служил слесарем-демонтажником в трофейной бригаде. С сентября 1945 года - это 2 отдельный трофейный батальон 34 отдельной трофейной бригады. С 4 ноября 1945 года - 3 отдельный трофейный батальон 36 отдельная трофейная бригада, из которой он и был демобилизован в ноябре 1945. Где территориально в Германии находились наши трофейные батальоны? Какие документы следует запрашивать, чтобы пролить свет свет на этот послевоенный период службы деда?

В-третьих, мой дед рядовой Аминев В.Ф., согласно приказа командира 36 трофейной бригады, процитированного в справке ЦА МО, прослужил в Красной Армии с 27 апреля 1945 года, всего 12 дней из которых служил в период ВОВ. Был демобилизован в ноябре 1945 года. А как же первые два месяца службы после начала войны? Вочему их не засчитали в стаж службы в Красной Армии и в период службы ВОВ?

Что по поводу периода плена?

Во-первых, это целых бесконечных 4,5 года. Ориентировочно, с сентября 1941 по апрель 1945. Во-вторых, в справке ЦА МО отвечает, что “по дотам учета безвозвратных потерь сержантов и солдат Красной армии за период ВОВ 1941-1945 гг., в которых имеются сведения на военнослужащих, находившихся в немецком плену, умерших в плену и освобожденных из плена советскими войсками, Аминев В.Ф., 1911 года рождения, не значится.

И как бы намекает, что освободили деда союзники: “Сведениями о военнослужащих, освобожденных из плена союзными войсками, ЦА МО не располагает”. Надеюсь, что где-то есть какие-то документы учета освобожденных из плена именно союзниками, американскими наверное. Что это за документы и в каких архивах их искать? Предстоит выяснить.

И что дальше?

А дальше я не теряю надежд все-таки добыть фильтрационное дело деда. Еще много источников, где оно может оказаться помимо ЦА МО, и куда я еще моя нога (или рука?) не ступала. Это УФСБ Новосибирской области (по месту призыва) и Омской области (по месту службы до войны) - уже направила запросы, жду ответ. Это РГВА по поводу довоенной службы деда. Это военкомат Усть-Таркского района, откуда дед призывался. Это архив новосибирской области, к которой относится деревня Юрт-Угуй, где дед проживал, рожал детей и работал до и после войны. Это Национальный архив республики Башкортостана, где дед родился. Кстати, из УФСБ по Москве и Башкортостану ответы ранее уже получила - отрицательные, но с рекомендациями, куда можно обратиться по овросу фильтрации деда.

В общем много запросов и ...немного гугл-поиска, при помощи которого я кажется нашла место пленения деда. Об этом во 2 й части моего военного поиска деда Валия, и я уже начала ее писать.

P.S. Оказывается сведения в военных билетах чаще всего заполнялись в военкоматах СО СЛОВ вернувшегося из плена. Поэтому информация в военных билетах могла быть не точной - ”как запомнил так и продиктовал”. Либо в военкоматах могли “криво” записать цифру - записывающий не верно расслышал, ошибся цифрой при заполнении и т.д. Но в случае с дедом у меня есть третья версия на сей счет. Кое-что проверю и расскажу.

P.P.S. Фрагмент того самого военного билета, на которые я возлагала большие надежды и который стал отправной точкой в моем военном поиске

Фрагмент военнго билета деда и вопросов появилось больше, чем ответов
Фрагмент военнго билета деда и вопросов появилось больше, чем ответов