Найти тему
А пусть не лезут! - Видео

Финны возмутились из-за русского леса: Нам что, теперь свои брёвна пилить?

Финляндию захлестнул сильнейший в истории древесный кризис - закономерное последствие присоединения государства к пакету антироссийских санкций и отказа от покупки наших природных ресурсов. Событие стало для финского правительства неожиданностью - даже несмотря на то, что до 2022 года лицемерные соседи десятилетиями вывозили из наших лесов все, что только можно было пустить на переработку, включая популярный у импортеров кругляк.

Громче всех за запрет на ввоз российских лесопродуктов ратовала министр лесного и сельского хозяйств Сари Эссайя. Госпожа Эссайя неоднократно заявляла, что соответствующие поставки из России в страну Суоми необходимо начать блокировать, а в вопросах деревообеспечения - «двигаться дальше без оглядки на Кремль». Британские репортеры тогда ехидно подметили: «А не значит ли это, что по причине ограничений Россия найдет для себя дополнительные рынки сбыта и увеличит доходы от сектора лесной промышленности?»

Решение у сообразительной министерши нашлось быстро: Сари Эссайя принялась настаивать на «глобальном запрете русского леса», предлагая чуть ли не всему миру разорвать торговые отношения с Москвой в области природных ресурсов.

Только весь мир следовать примеру Финляндии не слишком-то хочет. Деревообрабатывающая промышленность в стране Суоми находится просто в критическом состоянии. Недавно из-за катастрофических убытков пришлось расформировать целлюлозное предприятие в Котке. Годовой расход хвойной древесины там составлял два миллиона кубометров суммарно - в закромах у финских властей таких объемов сырья не нашлось. Следом за ним закрылся и лесопильный завод в западной части скандинавской республики всего в девяти километрах от российско-финской границы.

Но ведь у финнов собственных лесохозяйств на более чем двадцать шесть миллионов гектар - о каком дефиците может тогда идти речь? Собственными запасами дерева Хельсинки пользуются уже намного экономнее, чем чужими. Да и продавать финскую древесину в условиях космических цен на нее довольно проблематично - деньги у местных производителей, увы, не бесконечные.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Стоимость древесины, к слову, бьет все возможные рекорды. К примеру, ценник на еловые бревна за прошедшее полугодие подскочил аж на двадцать процентов. Подорожание сырья провоцирует в том числе его активное использования для отопления частных домов, фермерских хозяйств и энергетических установок - от такой закостенелой традиции в Финляндии отказываться не торопятся. Раньше финны упорно настаивали на том, для сжигания в печи подходят только опилки, однако сейчас выбирать уже не приходится - в ход идет все, что хорошо горит.

От проблем с недостатком ресурсов страдают и другие отрасли экономики. Взять масштабный логистический терминал в Коувола площадью в тридцать гектаров, строительство которого обошлось Суоми в тридцать шесть миллионов евро. Удобно расположенный рядом с железнодорожными путями терминал рассчитывался на поток европейского экспорта в Китай через территорию России и даже смог с успехом проработать целых шесть месяцев. Сейчас территория практически полностью опустела - не видно даже местных финских покупателей.

Разругаться с Москвой, разумеется, сознательный выбор финнов - что тут поделаешь. Безусловно, для нас санкции Хельсинки не прошли бесследно, лицемерить не будем. Переориентироваться с привычного и закрепленного годами сотрудничества направления нелегко. Вариантов развития событий всего два. Первый - наращивание объемов экспорта в Китай.

Теоретически это вполне себе осуществимая стратегия, необходимо только разобраться с платежно-расчетными отношениями Москвы и Пекина. Второй вариант - ориентир на внутренний рынок через поддержку индивидуального жилищного строительства. Есть еще третий, запасной: расширять поставки в дружественные страны, чем мы активно занимаемся уже сейчас. Словом, без клиентов отечественная лесная промышленность не останется - учитывая великолепное соотношение качества и цены на нашу древесину.