В 2009 я начал карьеру в компании “РОСНО”, где мне показали стратегию, которая состояла из многостаночной презентации. Как часто этот файл открывали - неизвестно, и еще мне было непонятно как им пользоваться для постановки повседневных задач. Было ощущение его бесполезности.
Консультанты по стратегии не даром едят свой хлеб и вносят вклад в эволюцию менеджмента. Так появился инструмент - стратегическая карта.
🗺 Это одностраничный документ для визуализации стратегии, с определением перечня критериев достижения стратегии, взаимосвязи отделов, сотрудников, ресурсов и сроков реализации. Многие предприниматели используют СК как обязательный элемент системы развития бизнеса.
Наличие онлайн-сервисов как Miro, позволяет делать карту гибкой, понятной и доступной каждому сотруднику.
При обсуждении плана стратегической сессии, заказчик самостоятельно определяет какой формат карты ему удобен для дальнейшей работы.
Давайте расскажу о форматах и в конце статьи оставлю ссылку на свои шаблоны, которые предлагаю в качестве итогового документа стратегической сессии.
Описание стратегических карт: ⬇️
1️⃣ Формат для стратегий развития компании на 3-5 лет. На верхнем уровне фиксируем стратегическую цель и критерии ее достижения. Эта стратегия формируется заказчиком на основе видения развития компании, миссии и ценностей компании. Каждый их критериев 3х летнее стратегии распределяется между стратегиями на ближайший год. Уровень одного года можно декомпозировать по направлениям для улучшения: финансы, клиенты, бизнес-процессы и ресурсы, либо упростить и оставить только 1 или 2 направления на выбор.
Зачем делить стратегию 1 года на подуровни?
Такая модель дает возможность сфокусироваться на отдельных сегментах, требующих улучшений.
На третьем уровне стратегической карты поквартально описаны тактические действия, выполнение которых приводит к реализации стратегии. Каждое действие дополняем ответственным сотрудником и сроками выполнения.
2️⃣ Карта для приверженцев сбалансированной системы показателей. Стратегическая карта разделена на 4 проекции: финансы, потребители, бизнес-процессы и ресурсы. Стратегия верхнего уровня добиться улучшения финансовых показателей, реализуется начиная с уровня "Ресурсы", которые должны быть улучшены, эти улучшения должны положительно влиять на стратегию улучшения бизнес-процессов. Чем лучше настроены бизнес-процессы, тем лучше обслуживание потребителей, а чем довольнее потребитель, тем больше денег у компании.
Дополнительно каждую из проекций можно разделить на направления для точечной разработки стратегии каждого уровня.
Важно! Каждая стратегическая цель должна иметь критерии измерения и целевые значения, по которым заказчик определит, что стратегия достигнута.
3️⃣ Карта для компаний, использующих систему управления целями по методике OKR. Важная цель с критериями декомпозируется до отдельных инициатив, которые отражают взаимосвязь отдельных задач с реализацией общей стратегии.
4️⃣ Формат для тех, кто делает акцент на командной работе в течение года. Тактические задачи распределяются между отделами или филиалами и в соответствии с корпоративной стратегией.
В основе карты стратегия на один год. В влевой части карты указаны отделы компании и их стартовые показатели или состояние. В центральной части указана последовательность действий, которые необходимо выполнить сотрудкам отдела для реализации их части общей стратегии.
Почему первый квартал разделен на месяцы? Чем ближе горизонт планирования, тем точнее прогноз. И по окончанию первого квартала команда может скорректировать инициативы на последующие кварталы.
🎁 Шаблоны доступны по ссылке
Если чувствуете, что необходима моя помощь в проведении стратегической сессии на 2025 год, то напишите мне. Спасибо за уделенное время.
На связи! ❤