Найти в Дзене

Как банкроты используют супругов, чтобы сохранить активы

Оглавление
  • Банкроты могут использовать супругов для сохранения активов

Иногда люди, столкнувшиеся с финансовыми трудностями, отдают всю свою заработную плату на содержание детей. Например, по условиям соглашения об уплате алиментов они обязаны отдавать 90% своего дохода.

Также бывают случаи, когда человек подписывает не совсем выгодный брачный контракт, по которому всё имущество достаётся его супруге. Это делается для того, чтобы скрыть от кредиторов реально имеющиеся у физического лица активы.

Специалисты в области юриспруденции рассказали о наиболее распространённых алгоритмах, которые используют несостоятельные граждане в браке.

При оформлении процедуры банкротства должники часто пытаются скрыть свои активы, вовлекая в схему супругов. Такой подход используют как наёмные работники, так и представители малого и среднего бизнеса. Предприниматели обычно заранее готовятся к возможным финансовым трудностям, перераспределяя имущественные риски, включая банкротство.

Однако при несостоятельности простое переоформление активов на второго супруга не поможет избежать взыскания. Собственность, приобретённая в законном браке, может быть использована для погашения кредитных обязательств. Поэтому несостоятельные граждане придумывают новые схемы, чтобы обойти взыскание. Например, они могут разделить имущество после развода или подписать брачный договор.

Подарки или покупки в семье

Один из самых простых способов скрыть своё имущество — это подарить его родственнику. Однако такая сделка может быть оспорена, поэтому банкроты редко используют этот метод.

В судебной практике был случай, когда женщина подарила нескольким родственникам восемь одинаковых подарков: легковые автомобили, микроавтобус, трёхэтажный дом и двухкомнатную квартиру. Финансовый управляющий оспорил семь из этих сделок. Один из подарков пришлось рассматривать в Верховном суде. Судьи согласились с тем, что эта сделка была недействительной, и имущество должно быть возвращено в конкурсную массу.

Часто договоры дарения между супругами также вызывают подозрения. Если договор дарения был заключён за 36 месяцев до возбуждения дела о банкротстве, он может быть аннулирован.

В одном интересном случае россиянин продал своей тёще четырёхкомнатную квартиру в центре столицы. Через 90 дней женщина подарила эту квартиру своей родной дочери. Через пять лет мужчина обанкротился, и все судебные инстанции сочли, что обе сделки были недействительными. Квартиру вернули в конкурсную массу, так как активы должны были оставаться в собственности супругов, а договоры были заключены с целью вывести жильё из собственности гражданина. «Подарок» супруге перешёл из общего имущественного фонда в её персональное владение.

Должник утверждал, что срок давности для аннулирования договоров истёк. Однако суд решил, что для лица, не участвующего в сделке, этот срок начинается с момента, когда ему стало известно о сделке.
Кассационная инстанция посчитала, что трёхгодичный срок необходимо исчислять с момента открытия дела по банкротству.

В некоторых случаях удаётся оспорить сделки с участием супругов, если есть основания полагать, что они были заключены недобросовестно. Например, в одном случае муж и жена продали пятикомнатную квартиру в Санкт-Петербурге, чтобы вывести её из-под будущего взыскания. Сначала будущий банкрот продал квартиру своей знакомой. После того как брак распался, началась процедура банкротства супруга. Спустя полгода бывшая жена выкупила квартиру за ту же сумму, что и продавалась. Верховный суд посчитал, что покупательница была «промежуточным звеном» в сделке между двумя супругами, и аннулировал документацию.

Брачный контракт

Для защиты своего имущества должники часто используют фиктивные брачные контракты. Это распространённая практика. Стороны соглашения могут знать о предстоящем банкротстве и поэтому переводят все свои основные активы на партнёра.

Такие соглашения могут быть оспорены в суде на основании закона «О банкротстве». Согласно статье 170 Гражданского кодекса, сделка может быть признана мнимой. Обычно кредиторы указывают, что такие договоры могут нанести им потенциальный вред (статья 61 пункт 2 вышеупомянутого закона).

Чтобы оспорить сомнительный с юридической точки зрения договор, необходимо доказать его притворность и наличие противоправных целей.

Если оспаривать договор по общегражданским основаниям, то кредитор может не оспаривать брачное соглашение о разделе имущества супругов для взыскания. Это описано в девятом пункте сорок восьмого пленарного постановления Верховного суда от 25 декабря 2018 года.

Если соглашение было подписано после возникновения кредитных обязательств, то его можно не оспаривать.
В этом случае имущество сразу интегрируется в конкурсную массу должника.

Часто суды первой инстанции считают необходимым первым делом оспорить брачный контракт. Однако вышестоящие органы власти часто исправляют допущенные ошибки.

В описанном случае одним из методов защиты может стать требование о передаче имущества в конкурсную общую массу в законном порядке и в срок, предусмотренный законодательством.
Истец должен доказать, что на момент подписания спорного контракта у должника были долговые обязательства перед кредиторами.

Статья 46 позволяет кредиторам не опираться на условия брачного договора, если они смогут подтвердить, что не знали о его заключении. В этом случае нет необходимости оспаривать такой брачный договор. Законодатель имеет чёткую позицию по этому вопросу.

Кредиторы могут потребовать выполнения взятых на себя обязательств независимо от сути договоренностей между супругами. Если брачный контракт был подписан в период, когда должник был неплатёжеспособным, то арбитражный суд может отказаться признать контракт ложным. Однако это возможно только в том случае, если на день удостоверения контракта у должника не было признаков неплатёжеспособности и кредиторы не предъявляли к нему долговых требований.

Фиктивный развод

Часто люди, которые хотят объявить себя банкротами, перед этим расторгают брак. После этого они делят имущество и подписывают мировое соглашение. В результате получается так, что большая часть активов оказывается у одного из бывших супругов.

В деле о банкротстве может быть указано, что у должника нет имущества. На самом же деле большая часть имущества переходит к человеку, который не должен банкам.

Судебный раздел имущества усложняет процесс возвращения имущества должника в конкурсную массу. Финансовому управляющему нужно оспорить судебный акт. Суды второй инстанции не всегда отменяют такие решения.

Если пара развелась перед банкротством и разделила имущество, судебная коллегия будет внимательно следить за тем, как выполняется судебное постановление о разделе имущества. Часто бывшие супруги продолжают жить вместе.
В этом случае развод считается фиктивным, а поведение банкрота — неправомерным.

Мировое соглашение можно отменить, если есть неоспоримые доказательства того, что нарушены законные интересы финансового учреждения, перед которым у человека есть задолженность. Если же права этого учреждения не были нарушены, то в аннулировании соглашения, скорее всего, откажут.

Алименты, выплачиваемые для детей должника

Распределение финансовых ресурсов в семье, где есть должник, можно рассматривать с разных точек зрения. Часто подобные юридические действия оправдываются благими намерениями. Например, супруги могут заключить соглашение о содержании несовершеннолетних детей путём выплаты алиментов.

В описанном случае вместо того, чтобы включать ежемесячный доход в конкурсную массу, должник переводит средства на нужды одного или нескольких детей. Однако суды не всегда соглашаются с тем, что кредиторы должны оплачивать привычный уровень жизни детей неплательщика по кредитам.

Необходимо определить достаточный уровень содержания детей, основываясь на нормах статьи 81 Семейного кодекса. Речь идёт о размере выплат на детей, не достигших 18-летнего возраста, который назначается в судебном порядке. В качестве альтернативы может быть установлен прожиточный минимум.

Размер алиментов в идеале должен быть пропорционален доходу плательщика. Выплаты в размере 90% от дохода могут быть признаны судом юридически обоснованными, если они не превышают прожиточный минимум.
Такой процент от своей заработной платы может быть установлен по обязательству за троих детей.

Финансовый управляющий может попытаться оспорить такое соглашение. Однако если дело дойдёт до Верховного суда, коллегия согласится с таким размером алиментов, поскольку общая сумма выплат окажется меньше той, которая должна быть выделена исходя из прожиточного минимума на сегодняшний день. Подобная ситуация описана в деле А09-2730/2016.

Важно учитывать наличие у плательщика алиментов реального дохода, который позволяет выполнять подобные алиментные соглашения хотя бы в период их составления и подписания.

Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!