Найти тему
Спроси учителя

Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык»

Оглавление

Составлено на основании Методических рекомендаций ИСРО, М.2023. Статья представляет собой конспект указанного материала, приспособленный для удобного практического использования, содержит лаконичные таблицы и рекомендации.

Виды внутришкольного оценивания

1. Стартовая диагностика, направленная на оценку общей готовности обучающихся к обучению на данном уровне образования.

2. Текущее оценивание, отражающее индивидуальное продвижение обучающегося в освоении программы учебного предмета.

3. Тематическое оценивание, направленное на выявление и оценку достижения образовательных результатов, связанных с изучением отдельных тем образовательной программы.

4. Промежуточное оценивание по итогам изучения крупных блоков образовательной программы, включающей несколько тем или формирование комплексного блока учебных действий (работа с информацией, аудирование и др.).

5. Итоговое оценивание результатов освоения образовательной программы за учебный год.

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация в соответствии с определенными ею формами и установленным порядком проводит также промежуточную аттестацию обучающихся. Использование термина «аттестация», т. е. подтверждение уровня, говорит о том, что речь идет не просто об оценивании уровня усвоения обучающимися образовательной программы с последующим учетом полученных результатов в организации учебной деятельности, а о принятии в отношении каждого аттестуемого определенных обязывающих решений. В законе разъясняется, что неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации признаются академической задолженностью, которую обучающийся должен ликвидировать. Если обучающийся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования не ликвидировал эту задолженность, он по усмотрению родителей (законных представителей) отправляется на повторное обучение, либо переводится на обучение по адаптивным образовательным программам, либо на обучение по индивидуальному плану.

Диагностические работы необходимо проводить не только в начале года, но и в течение всего учебного года, что даст возможность учителю управлять образовательным процессом, своевременно корректировать индивидуальные программы преодоления трудностей в обучении. Количество диагностических работ должно быть педагогически обусловлено этапами освоения учебного предмета, уровнем подготовки обучающихся. Образовательная организация, учителя вправе самостоятельно определять время проведения и количество диагностических работ, но обязательной является стартовая диагностика, которая проводится в начале учебного года и позволяет определить уровень освоения учебной программы предыдущего класса, и итоговая диагностика, дающая возможность выявить трудности обучающихся, завершающих изучение материала программы по данному классу.

Диагностические задания необходимо проверять, но не оценивать в соответствии с нормами, возможна лишь качественная характеристика выполненных обучающимися диагностических заданий.

Оценка устных ответов

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

-2

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за один ответ на уроке, но и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка письменных ответов

Сочинение и изложение

В соответствии с ФРП по русскому языку обучающиеся должны овладеть умениями:

– создавать высказывание на основе текста: выражать своё отношение к прочитанному или прослушанному в письменной форме;

– создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 8 и более предложений или объёмом не менее 6–7 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль);

– создавать классные сочинения объёмом не менее 280 слов (объём для 9 класса) с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы;

При оценке творческих работ учитываются:

1) оригинальность реализации замысла;

2) степень самостоятельности обучающегося;

3) этап обучения;

4) объем работы.

Отметка «5» ставится, если:

1) Содержание работы полностью соответствует теме.

2) Фактические ошибки отсутствуют.

3) Содержание излагается последовательно.

4) Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5) Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускаются 1 недочет в содержании и 1–2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

1) Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2) Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3) Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4) Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5) Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускаются не более 2 недочетов в содержании и не более 3–4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Отметка «3» ставится, если:

1) В работе допущены существенные отклонения от темы.

2) Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3) Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4) Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5) Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускаются не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Отметка «2» ставится, если:

1) Работа не соответствует теме.

2) Допущено много фактических неточностей.

3) Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4) Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5) Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допускаются 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Отметка «1» ставится, если:

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

-3

-4

Диктанты

1) Диктант по памяти. Обучающиеся учат наизусть текст диктанта и записывают в тетрадь в течение выделенного учителем в соответствии с объёмом текста времени.

2) Разученный диктант. Перед записью текста или ряда словосочетаний ученики самостоятельно или при участии учителя проводят орфографический и пунктуационный анализ соответствующего языкового материала.

3) Диктант «Проверяю себя». Обучающиеся получают возможность в процессе записи текста задавать вопросы о написании отдельных слов и расстановке знаков препинания и получать соответствующие разъяснения, а также пользоваться словарём.

4) Контрольный словарный диктант включает слова с орфограммами, изученными в рамках разделов (тем), усвоение материала которых является объектом проверки.

5) Контрольный текстовый диктант. Орфограммы и пунктограммы, изучаемые в рамках разделов, по итогам освоения которых проводится контрольный диктант, должны быть представлены не менее чем тремя примерами. Текст диктанта должен быть составлен с учётом ранее изученных правил правописания: основные из этих правил должны быть представлены 1–3 примерами. Не допускается включение в текст контрольного диктанта слов с неизученными орфограммами, предложений с неизученными пунктограммами.

Со словами из контрольного диктанта, включающими трудные для запоминания непроверяемые написания, на уроках, предшествующих проведению контроля, должна быть проведена специальная работа, каждое из слов должно быть неоднократно записано обучающимися в составе различных языковых и речевых единиц не менее чем на трёх предыдущих уроках русского языка. Диктанты для 5 класса должны включать не более пяти таких слов, диктанты для 6–7 классов – не более семи, диктанты для 8–9 классов – не более десяти слов с трудными для запоминания непроверяемыми написаниями.

-5

-6
-7

С целью обеспечения преемственности между уровнями общего образования и сохранения мотивации учеников к обучению в 5 классе до конца первого полугодия сохраняется объём текста, рекомендованный в 4 классе: не более 80 слов. В 6–9 классах объём текста, рекомендованный в предыдущем классе, сохраняется до конца первой четверти.

При проверке диктанта учитель исправляет все ошибки и искажения графического облика слова, но при оценивании учитываются только орфографические ошибки, связанные с применением изученных правил и допущенные в тех словах, с которыми на уроках проводилась специальная работа. Ошибки в словах, написание которых регулируется ещё не изученными или не изучаемыми в школе правилами, не учитываются. Также не учитываются искажения графического облика слова, не связанные с орфографической грамотностью.

При подсчёте количества ошибок необходимо учитывать их повторяемость и однотипность. Повторяющейся считается ошибка, допущенная в слове, используемом в тексте неоднократно, или в корне однокоренных слов. Два и более неправильных написания в одном слове, так же как и повторяющаяся ошибка, учитываются при подсчёте как одна ошибка.

Однотипными считаются ошибки, связанные с применением правила, не требующего анализа семантики слов.

-8

-9

Тесты

Для текущего оценивания можно использовать дихотомическое тестовое задание (0–1 балл в случае верного выполнения), политомическое задание (0–2 балла, 0–3 балла). Если тестовая работа проводится в формате ОГЭ, можно воспользоваться шкалой, разработанной в Федеральном институте педагогических измерений. Расположенные на сайте ФИПИ тестовые задания (Открытый банк оценочных средств по русскому языку) рекомендуется использовать для текущего оценивания.

Примерная шкала перевода балла в отметку (разрабатывается в образовательной организации):

-10

ПРОЕКТ

Общие требования к проектам

наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения;

теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

самостоятельная деятельность учащихся;

структурирование содержательной части проекта;

использование исследовательских методов;

форма представления проекта.

Критерии оценки проектной деятельности

При оценивании результатов работы обучающихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:

- содержательный компонент;

- деятельностный компонент;

- результативный компонент.

При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание следующие критерии:

1) значимость выдвинутой проблемы и её адекватность изучаемой тематике;

2) новизна представляемого проекта;

3) правильность выбора используемых методов исследования;

4) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;

5) доказательность принимаемых решений;

6) наличие аргументации, выводов и заключений.

Оценивая деятельностный компонент, необходимо принимать во внимание:

1) степень участия каждого исполнителя в выполнении проекта;

2) характер взаимодействия участников проекта.

При оценке результативного компонента проекта учитываются такие критерии, как:

1) качество формы предъявления и оформления проекта;

2) презентация проекта;

3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;

4) грамотность изложения хода исследования и его результатов.

Рекомендуемое распределение баллов при оценивании каждого компонента проекта по русскому языку

Отсутствие данного компонента в проекте - 0 баллов

Наличие данного компонента в проекте - 1 балл

Высокий уровень представления данного компонента в проекте - 2 балла

Примерная шкала перевода баллов оценивания проектов по русскому языку в отметку (разрабатывается в образовательном учреждении):

0–6 баллов – «неудовлетворительно»;

7–12 баллов – «удовлетворительно»;

13–18 баллов – «хорошо»;

19–24 балла – «отлично».