Найти в Дзене

НДС с июля 2024. Новые правила налогообложения международных перевозок

Оглавление

Международные перевозки товаров играют ключевую роль в глобальной торговле, обеспечивая связь между странами и способствуя экономическому развитию.

В рамках этих операций действуют особые налоговые условия, главной из которых является нулевая ставка налога на добавленную стоимость (НДС) для товаров, перемещаемых за пределы Российской Федерации. Однако с 1 июля 2024 года вводятся важные изменения, касающиеся применения этой ставки. В частности, нулевая ставка НДС больше не будет действовать на российском этапе перевозки.

В данной статье мы подробно рассмотрим, что это значит для бизнеса и как новые правила могут повлиять на международные торговые операции.

Налогообложение транспортных услуг в условиях изменений

С 1 июля 2024 года налоговое законодательство Российской Федерации вносит важные изменения в порядок налогообложения услуг по перевозке товаров, вывозимых или ввозимых на территорию страны.

Теперь услуги перевозчиков и экспедиторов, которые организуют внутрироссийские перевозки, подлежат налогообложению по ставке 20%, если выполняются определенные условия.

Во-первых, перевозка должна осуществляться только между пунктами, расположенными на территории РФ. Во-вторых, перевозчик или экспедитор не должны быть указаны в товаросопроводительных документах как участники международной перевозки. Это означает, что, если часть международной перевозки проходит по территории России, и перевозчик не обозначен в соответствующих документах, он обязан уплатить НДС по ставке 20%.

До внесения поправок Министерство финансов Российской Федерации настаивало на том, что нулевая ставка НДС не может применяться в отношении внутрироссийских перевозок, связанных с международными грузами. В частности, в письме от 17 января 2024 года было отмечено, что такие услуги должны облагаться налогом по стандартной ставке в 20%, ссылаясь на действующие нормы налогового законодательства.

Таким образом, новые изменения подтверждают правоту данных позиций и устанавливают четкие правила для налогообложения транспортно-экспедиционных услуг в контексте международной торговли.

Судебная практика по применению нулевой ставки

В судебной практике вопрос применения налоговой ставки 0% рассматривался с учетом множественной участия исполнителей услуг. В разъяснениях Высшего Арбитражного Суда (ВАС) было отмечено, что наличие нескольких исполнителей или привлечение субисполнителей не является препятствием для применения нулевой налоговой ставки всеми участниками сделки.

Это означает, что перевозчики, которые предоставляют услуги международной перевозки товаров на определенных этапах, имеют право применять НДС 0%. Также лица, привлеченные экспедиторами для оказания конкретных транспортно-экспедиционных услуг, могут рассчитывать на эту ставку.

Согласно пункту 1 статьи 164 Налогового Кодекса, нулевая ставка НДС охватывает транспортно-экспедиционные услуги в рамках международной перевозки, независимо от того, кто выступает организатором — экспедитор, заказчик или иное лицо. Верховный Суд подтвердил это, указав, что нулевая ставка применяется, если услуги по организации перевозки являются составной частью единого процесса экспортной перевозки за пределами России.

Курс Специалист по ВЭД и таможенному оформлению

Курс Внешнеэкономическая деятельность предприятия (ВЭД)

До 1 июля 2024 года нулевая ставка НДС на внутрироссийские перевозки, как часть международной, была возможна только в случаях, когда речь шла о международном грузе и перевозка осуществлялась как часть единого процесса. Теперь возможность нулевой ставки остаётся, если сделка включает пункты за пределами России, экспедитор организует всю международную перевозку, и это подтверждено соответствующими документами.

Как сохранить право нулевой ставки НДС

Для сохранения права на нулевую ставку НДС при перевозке международного груза внутри России экспедиторам важно правильно оформлять договор перевозки.

Если в договоре выделен этап транспортировки, который осуществляется только по территории РФ, перевозчик может утратить право на применение нулевого НДС в связи с новыми нормативными изменениями, указанными в абзацах 6-8 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового Кодекса.

Чтобы обеспечить сохранение нулевой ставки НДС, внутрироссийский перевозчик должен оформить всю перевозку по единому транспортному документу в рамках прямого смешанного сообщения. Однако на данный момент не существует унифицированного документа, который бы позволял такое оформление.

На сегодняшний день для каждой части маршрута, которая включает разные виды транспорта, требуется оформление отдельных билетов или накладных в соответствии с правилами, действующими для каждого конкретного вида транспорта.

С 2021 года в Госдуме рассматриваются изменения, которые предполагают создание правовых основ для перевозок пассажиров и грузов различными видами транспорта по единому документу. Это может включать единый билет для пассажиров и единое накладное для грузов, а также основные положения о взаимодействии между транспортными организациями при проведении прямых смешанных перевозок.

Курс от экспертов РУНО по Международной транспортной логистике, поможет стать универсальным специалистом, который ориентируется как в географии перевозок, так и в налогообложении, таможенном оформлении документов и обороте по ВЭД.